Натуральное и товарное хозяйство. Деньги
Ключевой категорией товарного производства является товар. Товар - это продукт человеческого труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи.
Товар обладает двумя свойствами:
1. Потребительной стоимостью, или способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность. Поскольку товар предназначается не для удовлетворения потребностей самого производителя, а для удовлетворения потребностей тех людей, которые его покупают, то есть общества, товар должен обладать не просто потребительной стоимостью, а общественной потребительной стоимостью. Потребительная стоимость создается конкретным трудом (трудом слесаря, крестьянина, булочника, обувщика).
2. Меновой стоимостью - способностью одного товара обмениваться на другой товар в определенной пропорции в соответствии с количеством воплощенного в этих товарах абстрактного труда (затратами интеллектуальной, нервной, мускульной энергии производителя), что и делает товары соизмеримыми, сопоставимыми, то есть способными к обмену.
Существуют различные концепции (точки зрения) стоимости товара.
По мнению сторонников трудовой теории стоимости (классиков политической экономии и марксистов), обмениваемые товары имеют общую основу в виде трудовых затрат, которые и определяют их стоимость. Классики политической экономии (А. Смит и Д. Рикардо) определяли стоимость трудом, затраченным на производство товара. Марксисты разделяли данную точку зрения, но считали, что этот труд двойственен. С одной стороны, он представляет собой труд определенного вида (характеризуется применением определенных орудий труда, определенными профессиональными навыками работника и вполне определенным результатом - конкретным экономическим продуктом), поэтому называется конкретным трудом. Он создает потребительную стоимость. С другой стороны, труд - это затраты рабочей силы вообще (расходование на производство товара интеллектуальной, нервной, мускульной энергии производителя безотносительно к конкретной форме изготавливаемого продукта), или абстрактный труд. Именно он создает стоимость, так как является общим в труде различных специалистов, что позволяет приравнивать разные потребительные стоимости друг к другу.
Сторонники данной теории по-разному представляли меру, с помощью которой можно определить величину стоимости товара. Так, А. Смит за меру стоимости принимал рабочее время. Д. Рикардо - рабочее время на изготовление товара в худших условиях производства. Марксисты определяли стоимость товара общественно-необходимым временем, которое идет на его производство при общественно-нормальных условиях, определяемых средними уровнями умелости и интенсивности труда работников.
Теория предельной полезности утверждает, что в основе обмена товарами лежит не величина затраченного на их изготовление времени, а их полезность для потребителя. Сторонники этой концепции определяют стоимость товара, исходя из субъективных психологических оценок покупателей. По их мнению, эти оценки зависят от двух факторов: от имеющегося запаса данного товара (его редкости) и от степени насыщения потребности в нем. Они утверждают, что стоимость определяется предельной, то есть наименьшей, полезностью товара для покупателя, а значит, - чем больше товаров, удовлетворяющих одну и ту же потребность, тем ниже их стоимость.
Наряду с товаром ключевой категорией товарного хозяйства являются деньги. Существуют два подхода в исследовании происхождения денег:
1. Рационалистический, согласно которому деньги возникли в результате соглашения об этом между людьми. Эта концепция впервые была изложена Аристотелем и существовала до конца XVIII в.
Другие материалы ...
Научно-технологическое развитие – основа повышения конкурентоспособности России
Изучение
тематики, затрагивающей проблемы повышения конкурентоспособности экономики
страны, обусловлено чрезвычайной актуальностью для всех стран мирового
хозяйства проблемы повышения конкурентоспособности, как самих хозяйствующих
субъектов, так и создаваемых ими ...
Нефтяная компания ЛУКОЙЛ
Своей миссией компания ЛУКОЙЛ следующее:
компания создана, чтобы энергию природных ресурсов обратить во благо
человека,
способствовать в регионах деятельности Компании долгосрочному
экономическому росту, социальной стабильности, содействовать процветанию и
пр ...
Направления развития инфраструктурного комплекса города
Развитие и совершенствование социально-экономических
процессов показывают, что развитие города невозможно без создания и
использования комплекса мероприятий и условий, помогающих и эффективному
функционированию производства, и нормальному осуществлению всех вопросо ...