Сущность, основные черты и функции рынка. Субъекты и объекты рынка

Товарное хозяйство, развиваясь и совершенствуясь как способ организации хозяйственной деятельности, становясь все более всеобщим, перерастает в рынок. Таким образом, рынок - это особая, исторически сложившаяся, форма организации экономических взаимосвязей между продавцами (производителями) и покупателями (потребителями) товаров по поводу обмена этими товарами путем купли-продажи.

Различают понятие рынка в узком и широком смысле. В узком смысле рынок - это отношения между покупателями и продавцами при купле-продаже товаров в определенное время и в конкретном месте. В широком смысле рынок - это система воспроизводства, осуществляемая под воздействием столкновения экономических интересов производителей и потребителей товаров.

Рынку присущи следующие основные черты:

1. Рынок предполагает наличие товарной массы, то есть огромного количества товаров. Нельзя говорить о рынке, не имея товара. Чем больше по ассортименту товарная масса количественно и качественно, тем более развит и рынок.

2. Рынку присуще наличие развитой и устойчивой денежной системы. Классический рынок - не бартер, не обмен по цепочке Т-Т, а товарно-денежное обращение по схеме Т - Д - Т - Д и так далее - до бесконечности.

3. Рынок предполагает самостоятельность хозяйствующих субъектов и, соответственно, свободу договоров и сделок. Но эта самостоятельность агентов рынка относительна, потому что все их действия обусловлены правилами рыночной игры.

4. При всей своей стихийности рынок подчиняется действию экономических законов, прежде всего таких, как законы конкуренции, стоимости, спроса и предложения.

5. В основе действий двух основных агентов рынка (продавцов-производителей и покупателей-потребителей) лежит личный экономический интерес.

6. Рынок предполагает полную материальную ответственность его участников за результаты их хозяйственной деятельности.

7. Рынок обладает развитой инфраструктурой, которая повышает эффективность его функционирования.

8. Рынку свойственна открытость экономики перед мировым хозяйством, положение, при котором региональный рынок выступает как часть национального, а национальный - как часть мирового.

Историческое развитие рынка привело к тому, что он стал выполнять ряд функций, важнейшими из которых являются следующие:

· информационная. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых его участникам. Данная функция позволяет учитывать меняющиеся условия рынка;

· регулирующая. Рынок регулирует общественное производство, так как показывает, что выгодно производить, как производить и для кого нужно производить (кто сможет купить);

· стимулирующая. Рынок побуждает к освоению достижений научно-технического прогресса, что ведет к снижению затрат на производство, повышению качества и расширению ассортимента производимой продукции;

· посредническая. Рынок дает возможность покупателю выбрать оптимального продавца, а продавцу - наиболее подходящего покупателя;

· ценообразующая. В результате взаимодействия товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции, рынок устанавливает цены на товары и услуги;

· санирующая (оздоровительная). Рынок «очищает» общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных субъектов и поощряет развитие эффективных и перспективных;

· дифференцирующая. Рынок расслаивает, дифференцирует товаропроизводителей, то есть обогащает одних и разоряет других;

· воспитательная. Рыночная система формирует и воспитывает «экономического человека», для которого характерны расчетливость и предприимчивость, инициативность и способность к творчеству, готовность идти на риск, нести личную ответственность за свои действия.

Перейти на страницу: 1 2

Другие материалы ...

Организация оплаты труда работников предприятия
В процессе перехода к рыночным отношениям в результате формирования многоуровневой экономики принципиально меняется экономическая природа и сущность заработной платы. Согласно экономических законов в рыночных условиях заработная плата из доли работника в националь ...

Общие требования к организациям общественного питания
Общественное питание играет все возрастающую роль в жизни современного общества. Это обеспечивается, прежде всего, изменением технологий переработки продуктов питания, развитием коммуникаций, средств доставки продукции и сырья, интенсификацией многих производствен ...

Организация материально-технического обеспечения предприятия
Для того чтобы обеспечить предприятие (объединение) необходимыми ему материалами в соответствии с выявленной потребностью, организуется материально-техническое снабжение предприятия. Его задача заключается в определении потребности предприятия в материалах и технич ...

Copyright © 2013 - все права принадлежат - www.regulareconomic.ru