Модель круговых потоков. Утечки и инъекции

Субъекты рыночного хозяйства в макроэкономике

При макроэкономическом анализе в национальном хозяйстве выделяют четыре экономических субъекта: сектор домашних хозяйств, предпринимательский сектор, государственный сектор и остальной мир (заграницу). Каждый из этих секторов представляет собой совокупность реальных хозяйственных субъектов.

Сектор домашних хозяйств включает все частные хозяйственные ячейки внутри страны, деятельность которых направлена на удовлетворение потребностей. Все факторы производства находятся в частной собственности домашних хозяйств. За счет их продажи или предоставления в аренду последние получают доход, который распределяют между текущим потреблением и сбережением. Следовательно, домашние хозяйства проявляют три вида экономической деятельности: предлагают факторы производства, потребляют часть получаемого дохода, покупая потребительские блага, и сберегают другую его часть, приобретая ценные бумаги и недвижимость.

Предпринимательский сектор представляет собой совокупность фирм, функционирующих внутри страны. Их деятельность сводится к закупке факторов производства, продаже произведенной продукции и услуг, поддержанию и развитию производственной базы. Иначе говоря, выделяются три вида экономической деятельности данного сектора: спрос на факторы производства, предложение благ и осуществление капиталовложений (инвестирование).

Государственный сектор - это все государственные институты и учреждения. Государство занимается производством общественных благ, которые в отличие от благ, производимых в предпринимательском секторе, достаются потребителю бесплатно, то есть без непосредственной оплаты каждой потребляемой их единицы. К числу важнейших благ такого рода относятся национальная безопасность, достижения фундаментальной науки, услуги государственной социальной и производственной инфраструктур.

Остальной мир включает в себя экономические субъекты, имеющие постоянное местонахождение за пределами данной страны, а также иностранные государственные институты. Воздействие заграницы на отечественную экономику происходит через взаимный обмен товарами, капиталом и национальными валютами. [5, с. 14-16]

Макроэкономические рынки

Макроэкономическое агрегирование распространяется и на рынки. Агрегирование рынков производится с целью выявления закономерностей функционирования каждого из них и дает возможность выделить четыре макроэкономических рынка:

рынок товаров и услуг,

финансовый рынок,

рынок экономических ресурсов,

валютный рынок.

Рынок товаров и услуг (goods market) предполагает отвлечение от всего разнообразия производимых экономикой товаров и выделение наиболее важных закономерностей функционирования этого рынка, то есть формирование спроса и предложения товаров и услуг. Спрос на товары и услуги предъявляют все макроэкономические агенты, а предложение товаров и услуг обеспечивают фирмы. Соотношение спроса и предложения позволяет получить величину равновесного уровня цен на товары и услуги и равновесного объема их производства. Рынок товаров и услуг называют также реальным рынком, поскольку на нем продают и покупают реальные активы (реальные ценности).

«Финансовый рынок (financial assets market) - это рынок, на котором предъявляется спрос и обеспечивается предложение финансовых активов. Он включает в себя:

денежный рынок - рынок денежных финансовых активов,

рынок ценных бумаг - рынок неденежных финансовых активов.

На денежном рынке не происходят процессы купли и продажи (покупать деньги за деньги бессмысленно), однако исследование закономерностей функционирования денежного рынка, формирования спроса на деньги и предложения денег очень важно для макроэкономического анализа. Спрос на деньги предъявляют все внутренние макроэкономические агенты, а предложение денег обеспечивает Центральный Банк, обладающий монопольным правом выпуска денег в обращение. Основными посредниками на денежном рынке являются банки, которые принимают денежные вклады и выдают кредиты.

На рынке ценных бумаг продаются и покупаются акции и облигации. Покупателями ценных бумаг прежде всего являются домохозяйства, которые тратят свои сбережения с целью получения дохода (дивиденда по акциям или процента по облигациям). Продавцами акций выступают фирмы, а облигаций фирмы и государство. Фирмы выпускают акции и облигации с целью получения средств для финансирования своих инвестиционных расходов и расширения объема производства, а государство выпускает облигации для финансировании дефицита государственного бюджета». [11, c.18-19]

Рынок экономических ресурсов (resource market) в макроэкономических моделях представлен рынком труда и рынком капитала. На первом продается и покупается труд; на втором предприниматели покупают средства для расширения производства (возмещение изношенного капитала происходит за счет амортизации).

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другие материалы ...

Организация и планирование производства
Курсовой проект по организации производства является составной частью экономической подготовки студентов машиностроительных специальностей и имеет цель: помочь студентам закрепить полученные знания по изучаемому курсу и, в частности, в области расчета технико-экон ...

Экономическая эффективность экспорта на перерабатывающем предприятии АПК
Стратегия стабильного экономического роста Республики Беларусь в значительной степени связана с развитием экспортного потенциала агропромышленного комплекса Республики Беларусь и всесторонней интеграцией белорусской аграрной экономики в мировую сельскохозяйственн ...

Нефтяная компания ЛУКОЙЛ
Своей миссией компания ЛУКОЙЛ следующее: компания создана, чтобы энергию природных ресурсов обратить во благо человека, способствовать в регионах деятельности Компании долгосрочному экономическому росту, социальной стабильности, содействовать процветанию и пр ...

Copyright © 2013 - все права принадлежат - www.regulareconomic.ru