Периодичность экономических циклов, их виды, причины, основные последствия

Все циклы в реальной действительности не похожи друг на друга, каждый имеет свои специфические особенности, переплетения. При этом каждый кризис возникает как бы неожиданно и вызывается какими-либо совершенно исключительными обстоятельствами. В периоде между кризисами, как и в море в ясную погоду, возможны волнения, «барашки» в виде частичных, малых и промежуточных спадов, что дало основание говорить о разных типах экономических кризисов.

Известно несколько типов экономических циклов, которые иногда называют волнами. Их трудно выделить из-за множественности их показателей, из-за временной размытости границ между ними. Так, называемые длинные волны (циклы) имеют протяженность в 40- 60 лет. Разработка теории длинных волн была начата в 1847 г., когда англичанин Х. Кларк обратил внимание на 54-летний разрыв между кризисами 1793 и 1847 гг. Он предположил, что это не случайно, что разрыв был объективно обусловлен. Существенный вклад в развитие теории длинных волн внес его соотечественник В. Джевонса, который впервые привлек статистику колебаний цен для объяснения нового для науки явления.

Значительный вклад в теорию цикличности внес К. Маркс. Он все внимание уделил изучению коротких волн, получивших в экономической литературе наименование периодических циклов, или периодических кризисов перепроизводства.

Упоминание о долговременных флуктуациях можно найти в исследованиях нашего соотечественника М. Туган-Барановского. Теория цикличности получила свое отражение и в трудах русского ученого А. Гельфанда (Парвуса). Он сделал попытку доказать, что цикличность имманентна капитализму. Оригинальная статистическая обработка материала содержится в работах голландских ученых Я. Гельдерена и С. Фольфа. Новизна их исследований состояла и в том, что они рассмотрели технический прогресс в качестве фактора цикличности, а также сроки функционирования транспортной инфраструктуры [1, с. 152].

На проблему цикличности экономического развития экономическая наука стала обращать внимание с конца 30-х-начала 40-х гг. XIX в. В то время господствовала классическая школа политэкономии, одним из важнейших постулатов которой была идея Сэя о том, что подобно тому, как спрос рождает предложение, так и предложение рождает спрос. Это вытекало из того, что в процессе производства не только создаются товары, но и возникают доходы тех, кто эти товары производит, и именно эти доходы и формируют спрос. Тем более, что цены, в том числе цены на труд, гибко реагируют на соотношение спроса и предложения, приводя их в соответствие.

Отсюда в экономической теории существовало устойчивое мнение, что кризисы - явление случайное. Такому мнению способствовало и то, что в те времена в одной стране мог быть кризис, а в других нет.

Однако в 1836 г. возник кризис, который охватил не только экономику Англии, но и США. В 1847 г. в кризис были втянуты Франция и Германия. Мировым оказался кризис 1857 г. Затем произошли кризисы в 1866, 1873, 1882, 1890, 1900 -1901, 1907 гг. Стало ясно, что кризисы не случайность, а закономерность. От экономической науки требовалось объяснение их причин.

Тот факт, что до 60-х гг. кризисы возникали через каждые 11 лет, дало основание английскому экономисту У.Джевонсу связать их причины с появлением пятен на солнце. В 1879 г. появилась его работа «Торговые кризисы и пятна на Солнце». Для подобной трактовки были все основания, так как экономика, как мы знаем, есть взаимодействующая с природой хозяйственная система. Поэтому состояние природы не может не отражаться на состоянии экономики. Тем более, что основой экономики тогда все еще было сельское хозяйство, сильно зависевшее от природных условий, в том числе и от пятен на солнце. В ХХ в. убедительные доказательства влияния солнца на людей, экономику и общество в целом приводил советский ученый А.П. Чижевский.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другие материалы ...

Организация и технико-экономическое обоснование производства системы АСУ-ГХ (на примере ОАО КНИИТМУ)
Использование космических технологий спутникового позиционирования ГЛОНАСС и GPS является наиболее эффективным и перспективным направлением в создании систем мониторинга и управления транспортом на предприятиях различных отраслей. Система ГЛОНАСС представляет собой ...

Экономическая эффективность в дорожной отрасли
Экономика дорожного движения является неотъемлемой частью экономики дорожного хозяйства. Дорожное хозяйство представляет собой один из важнейших элементов Единой транспортной системы России. Без дорожной сети не могут быть реализованы статьи Конституции Российской ...

Экономическая эффективность экспорта на перерабатывающем предприятии АПК
Стратегия стабильного экономического роста Республики Беларусь в значительной степени связана с развитием экспортного потенциала агропромышленного комплекса Республики Беларусь и всесторонней интеграцией белорусской аграрной экономики в мировую сельскохозяйственн ...

Copyright © 2013 - все права принадлежат - www.regulareconomic.ru