Периодичность экономических циклов, их виды, причины, основные последствия

Экономический кризис обнаруживает не только предел, но и импульс в развитии экономики, выполняя стимулирующую (“очистительную”) функцию. Во время кризиса возникают побудительные мотивы к сокращению издержек производства, увеличению прибыли, обновлению капитала на новой технической основе. С кризисом кончается предыдущий период развития и начинается следующий. Кризис - важнейший элемент механизма саморегулирования рыночной системы хозяйства.

За спадом следует период депрессии (стагнация), который характеризуется застойным состоянием рыночной экономики, слабым спросом на потребительские товары и услуги, значительной нагрузкой предприятий, массовой безработицей, снижением уровня жизни населения. Здесь уместно вспомнить старую поговорку: "Когда сосед теряет работу, то это спад, а если вы теряете работу, то это депрессия!" В этот период происходит приспособление хозяйства к новым условиям и потребностям экономики.

Краткосрочные циклы получили название циклов Китчина, который их подробно описал в начале 20-х гг. Материальную основу этих циклов Дж. Китчин видел в колебаниях мировых запасов золота, отражавшихся на внешней торговле и на внутриэкономической конъюнктуре отдельных стран.

В современных условиях существование такого цикла связано главным образом с состоянием денежного рынка и рынков ссудных капиталов, прежде всего с нормой ссудного процента. Во время подъема, когда спрос на инвестиционные товары и на ссудный капитал достигает высокого уровня, норма процента может повышаться до такой степени, что инвестиционная активность ослабевает, в результате чего экономический рост замедляется или прекращается вообще. Но общая экономическая конъюнктура остается благоприятной и положение выправляется - рост после некоторой заминки продолжается.

Во время кризиса падение спроса на ссудный капитал может вызвать понижение нормы процента до такого уровня, что некоторые предприятия начинают предъявлять спрос на ссудный капитал и соответствующие инвестиционные товары, несколько оживляя экономику в целом. Однако общая неблагоприятная конъюнктура гасит эту активность и спад продолжается.

Во многом это связано с несоответствием процессов, происходящих в I и II подразделениях общественного производства. На фазе подъема спад в I подразделении не подкрепляется падением производства во II подразделении из-за сохранения спроса на его продукцию. На фазе кризиса оживление в I подразделении не подкрепляется оживлением во II подразделении из-за падения спроса на его продукцию.

Теория длинных волн исходит из того, что - экономическая система постоянно находится в состоянии отклонения от макроэкономического равновесия. Во-первых, это отклонения спроса от предложения и, наоборот, на длительных отрезках времени. Во-вторых, это отклонения, связанные с изменениями спроса на оборудование, сооружения, строительные материалы и т.п. Эти отклонения преодолеваются в рамках промышленных циклов средней продолжительности. В-третьих, это длительные отклонения от равновесия, продолжительность которых составляет 40-60 лет. Они имеют место на рынках промышленных зданий, сооружений инфраструктуры и рабочей силы. Отметим, что первый и второй типы отклонений имеют место при одном и том же технологическом способе производства, в рамках которого происходит смена ряда поколений техники и технологии. После того, как возможности повышения эффективности в рамках используемых научно-технических принципов исчерпаны, происходит переход к использованию новых научно-технических принципов, переход к новому технологическому способу производства. Наступает эпоха научно-технической революции. Этот переход занимает значительное время и дает начало новой длинной волне, что и происходит в настоящее время во, всех индустриально развитых странах. История свидетельствует, что административно-командная экономическая система не в состоянии обеспечить такой переход. Доказательство тому - отставание НТП в СССР по сравнению с ведущими странами Запада в 70-90-х гг.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Другие материалы ...

Экономические показатели АТП
Автомобильный транспорт обеспечивает экономию общественного времени в перевозках грузов и пассажиров, способствует развитию производительных сил общества, расширению межрегиональных связей, а также улучшению культурно-бытового обслуживания населения. В тоже время ...

Организация коммерческой деятельности на предприятии
Коммерческая деятельность является одним из важнейших факторов обеспечения эффективного функционирования экономической системы в рыночных условиях хозяйствования. Организация коммерческой деятельности в современных условиях строится на основе принципа полного р ...

Обоснование стратегии развития организации в сфере городского хозяйства в современный период
Я, Бухарова Марина Александровна, студентка 5 курса заочного отделения факультета экономики и управления на предприятии городского хозяйства ЧОУ ВПО Южно-Уральский институт управления и экономики, проходила преддипломную практику в Муниципальном образовании Таловс ...

Copyright © 2013 - все права принадлежат - www.regulareconomic.ru