Формы проявления экономических циклов в Республике Беларусь: причины, механизмы, последствия

Где взять эти деньги? Сейчас уже подсчитано, что за счет бюджетных средств и средств государственных предприятий можно профинансировать только пятую часть инвестиций, требующихся для преодоления спада и последующего экономического роста. Откуда привлечь остальные инвестиции? Сам опыт хозяйствования подсказывает возможные источники инвестирования. Безусловно, необходимо привлекать иностранных инвесторов, создавать условия для их нормальной работы. Но все-таки главными источниками инвестирования должны быть накопления отечественных предприятий и сбережения населения. Это осуществимо на основе дальнейшего преобразования форм собственности, существенного повышения рентабельности и роста реальных доходов населения. Опыт экономического развития других стран и нашей показывает, что на предприятиях негосударственной формы собственности ниже затраты на производство продукции, выше рентабельность производства и доходы занятых. Так, рентабельность производства в негосударственном секторе экономики в РБ в 1996 г. составила 11%, в 1997 г. - 13,5%. Тогда как в государственном в 1996 г. - 8,9%, в 1997 г. - 9,1%. На рубль реализованной продукции в государственном секторе в 1996 г. приходилось 10,5 коп. Капиталовложений, в негосударственном - 8,1 коп., или на 20% меньше. Необходимо отметить, что эти показатели достигнуты в условиях инфляционного роста цен, других неблагоприятных факторов. Следовательно, необходима политическая воля на дальнейшее продолжение реформ, развитие предпринимательства и стимулирование деловой активности. Именно такой подход позволит осуществить ценовую и экономическую стабилизацию, перейти к реальному экономическому росту.

Без государственного регулирования экономики переход к рыночным отношениям практически невозможен. При переходе от планового хозяйства к рынку необходимо утонченное регулирование, направление экономики в определенное русло. Возникает необходимость в перераспределение доходов и инвестиций между предприятиями и отдельными отраслями, чтобы не спровоцировать дисбаланс и банкротства отдельных предприятий. Также нужна законодательная база, как основной инструмент для формирования рыночных отношений. На протяжении трех последних лет правительство Республики Беларусь неоднократно фиксировало цены на продукцию тех или иных мнимых монополий. Подобные меры нельзя назвать мудрой реакцией на проблемы конкуренции при формирование рыночных отношений. Во-первых, правительство не обладало четкими критериями и надежной методикой определения предприятий-монополистов, и в результате в эту категорию попали сотни и даже тысячи предприятий. К тому же оно недооценило способность международной конкуренции или свободы создания новых компаний ограничить власть настоящих монополий. Во-вторых, ценовой контроль наносит удар по вполне конкурентоспобным отраслям промышленности и приводит не к неустановлению конкурентных цен, а к товарному дефициту. И, в-третьих, государственное фиксирование цен может побудить предприятия разработать негласную общую монопольную стратегию. Таким образом, устанавливая высокие официальные цены на ту или иную продукцию, правительство непроизвольно может способствовать возникновению монополии там, где раньше ее было. Государственные цены фактически становятся не потолком, а порогом цен для предприятий отрасли вопреки благим намерениям правительства [2, с. 2].

При формировании рыночных отношений в РБ нужно проводить политику защиты отечественных товаропроизводителей от импорта иностранных товаров, но не в такой мере, как было изложено выше.

Так же регламентирование банковской деятельности, финансовой деятельности. Прежде всего, регламентирование деятельности банков направлено на то, чтобы банкам было не так-то просто разориться. Наилучший способ достичь этой цели - заставить учредителей банка вложить в него такое количество собственных денег, чтобы оно было соразмерно с выдаваемыми кредитами. Например, регламентом РБ установлено, чтобы объем кредитов превышал объем уставного капитала не более чем в 10 раз.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другие материалы ...

Общие требования к организациям общественного питания
Общественное питание играет все возрастающую роль в жизни современного общества. Это обеспечивается, прежде всего, изменением технологий переработки продуктов питания, развитием коммуникаций, средств доставки продукции и сырья, интенсификацией многих производствен ...

Экономический анализ деятельности коммерческого банка ОАО Россельхозбанк
Производственная практика проходила с 8 июля по 21 июля 2013г. в Российском Сельскохозяйственном банке. Практика является важнейшей частью подготовки высококвалифицированных специалистов и имеет своей задачей практическое закрепление теоретических знаний, полученны ...

Организационно-правовая форма предприятия ОАО Читаэнерго
Производственная практика - комплексное изучение хозяйственного объекта как системы, независимо от конкретных особенностей этого объекта. Данная практика направлена на закрепление, расширение и углубление знаний. Целью практики является ознакомление с организацио ...

Copyright © 2013 - все права принадлежат - www.regulareconomic.ru