Позитивные и негативные стороны рынка. Рынок и государство

· это блага, для производства которых ни один предприниматель не имеет экономических стимулов;

· эти блага неделимы;

· это блага, доступ к потреблению которых нельзя ограничить.

К такого рода благам относятся: национальная оборона, охрана общественного порядка, освещение улиц, строительство и содержание коммуникаций и т.п.

К «внешним эффектам» относятся воздействия, которые возникают между товаропроизводителями и потребителями. «Внешние эффекты» могут быть благоприятными (положительными) и неблагоприятными (отрицательными). К отрицательным относится загрязнение окружающей среды, а к положительным - услуги образования, науки, здравоохранения и т п. «Внешние эффекты» приводят к издержкам и выгодам перелива ресурсов.

Выгоды перелива ресурсов - это не требующие компенсации (бесплатные) блага, достающиеся третьей стороне в результате производства и потребления какого-либо товара или услуги (выгоды предпринимателя от повышения образовательного уровня в стране).

Издержки перелива ресурсов - это некомпенсируемые потери третьей стороны, которые возникают в ходе производства или потребления какого-либо товара (загрязнение городского воздуха автомобильными выхлопами).

Рынок безразличен к производству общественных благ и не в полной мере учитывает влияние положительных «внешних эффектов», так как признает только их индивидуальный коммерческий аспект (насколько это выгодно самим участникам рынка), не придает значения их социальному воздействию, недооценивая их полезность для всего общества. Что же касается отрицательных «внешних эффектов», то поскольку экономический ущерб ничего не стоит предпринимателям и не включается ими в производственные затраты, а на строительство очистных сооружений им пришлось бы потратиться, то они и не хотят нести затраты по восстановлению сил природы и экологического равновесия. Все это вызывает необходимость корректировки рыночного механизма со стороны государства.

Для реализации своих экономических функций государство разрабатывает и осуществляет экономическую политику.

Экономическая политика - это совокупность регулирующих мер, реализуемых государством в процессе управления экономикой. Основными ее целями являются следующие (рис. 4.2).

Рис. 4.2 Цели экономической политики государства

В зависимости от сфер применения регулирующих мер экономическая политика государства выступает в нескольких видах, оперируя самыми разнообразными инструментами (табл. 4.4).

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика государства представляет собой совокупность мероприятий, направленных на управление государственным бюджетом, государственными расходами и налогообложением.

Таблица 4.4 Основные виды и инструменты государственного регулирования экономики

Виды политики

Регулирующие инструменты

Фискальная (бюджетно-налоговая)

налогообложение; дотации; субсидии; льготы; санкции.

Монетарная (денежно-кредитная)

купля-продажа государственных ценных бумаг; изменение резервной нормы коммерческих банков; изменение учетной ставки (ставки рефинансирования).

Внешнеэкономическая

управление обменным курсом; система внешнеторговых тарифов и льгот; лицензирование внешней торговли.

Социальная

адресная система социальной защиты; трансфертные платежи; компенсация и индексация текущих расходов; система социальных гарантий.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие материалы ...

Направления развития инфраструктурного комплекса города
Развитие и совершенствование социально-экономических процессов показывают, что развитие города невозможно без создания и использования комплекса мероприятий и условий, помогающих и эффективному функционированию производства, и нормальному осуществлению всех вопросо ...

Общая характеристика ОАО Советская звезда
ниточный комбинат маркетинговый производственный Преддипломная практика является одной из неотъемлемых частей подготовки квалифицированных специалистов всех специальностей. Во время прохождения практики происходит закрепление и конкретизация результатов теоретическо ...

Организация и планирование лесного хозяйства
В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации устойчивое развитие лесного хозяйства должно базироваться на принципах неистощительного рационального и многоцелевого пользования. Для этого необходим комплексный подход при решении экономических проблем, возни ...

Copyright © 2013 - все права принадлежат - www.regulareconomic.ru