Показатели оценки эффективности и рисков имущественного страхования

имущественный страхование ликвидность финансовый

Показатели оценки эффективности страховых операций в отечественной теории и практике страхования постоянно изучались и применялись специалистами. Договор страхования представляет собой двустороннюю сделку, в которой обязательно участвуют, как минимум, две стороны, т.е. страховщик и страхователь. И если с позиции страховщика вопрос достаточно хорошо изучен, то эффективность страховой сделки для всех остальных часто остается вне сферы внимания специалистов.

Под эффективностью имущественного страхования понимается совокупная прибыль или экономия затрат, получаемая предприятием в результате участия в страховых операциях, по отношению к уплаченной страховой премии. Применительно к российской ситуации это трактуется следующим образом: эффективность характеризуется превышением затрат предприятия «без страхования» над его затратами с учетом страхования [12, с. 150].

Рассматривая прибыль, получаемую в результате страхования, следует отметить, что специалисты еще не пришли к однозначному мнению. С одной стороны, законодательных норм, не допускающих необоснованного обогащения страхователя, никто не отменял. Сущность рискового страхования заключается в возмещении потерь, а не в спекулятивном зарабатывании денег страхователем. На доктрине «страхование как компенсация реального ущерба» основывается вся англо-американская система страхового законодательства, да и в российском праве действуют нормы о непревышении страховой суммы над действительной стоимостью имущества или суммой убытков от предпринимательской деятельности, а также запрет двойного страхования и др. Но, с другой стороны, при современном уровне развития страховых технологий в развитых странах неотъемлемой частью страховой защиты является покрытие риска косвенного ущерба предприятий вплоть до морального вреда.

Страховая услуга, как и любой другой товар, обладает потребительной стоимостью и стоимостью. Потребительная стоимость страховой услуги - это ее способность удовлетворять потребность в страховой защите. Материализация потребительной стоимости в виде выплаты страхового возмещения или обеспечения зависит от наступления страхового случая.

Стоимость - это общественно необходимые затраты на производство страховой услуги, равные себестоимости страховой услуги плюс прибыль, позволяющая удерживать капитал в отрасли, не допускать его оттока из сферы страхования в более прибыльные виды бизнеса. Цена редко точно соответствует стоимости, а в основном колеблется под влиянием динамики спроса и предложения.

Показатели эффективности страхования для страхователя - это своего рода индикаторы качества страховой услуги, позволяющие потенциальному или реальному страхователю оценить, насколько данный вариант страхования удовлетворяет его запросы [12, с. 154].

Кандидатом экономических наук М.С. Жилкиной была предложена система показателей, включающая базовые показатели, которые любой клиент страховщика сможет рассчитать для себя и соответственно оценить насколько это соответствует его ожиданиям.

М.С. Жилкиной показатели страховых операций поделены на следующие группы [18]:

1-я группа - показатели, определяемые до заключения договора;

2-я группа - показатели, определяемые до наступления страхового случая;

3-я группа - показатели, определяемые после наступления страхового случая;

4-я группа - показатели, определяемые после выплаты;

5-я группа - показатели, определяемые после отказа в выплате;

6-я группа - показатели, определяемые после безубыточного прохождения договора;

7-я группа - показатели, определяемые в целом за период страхования.

Показатели, определяемые до заключения договора: действительная стоимость имущества или предполагаемый размер возможного ущерба; страховая сумма; уровень страхового обеспечения; размер и вид франшизы; система страхового обеспечения: пропорциональная, первого риска, предельная и установленным «пределом»); объем страховой ответственности; тариф и его соотношение со среднерыночными тарифами) и страховая премия; норматив отнесения на себестоимость, а также другие льготы по налогам и взносам во внебюджетные фонды и их соотношение с размером страховой премии); периодичность уплаты страховых взносов.

Показатели, определяемые до наступления страхового случая: затраты на переоформление договора страхования в связи с изменением его условий; страховая сумма, место нахождения, увеличение степени риска и т.п.; стоимость досрочного расторжения договора; объем финансирования страховщиком мероприятий по предупреждению страховых случаев.

Показатели, определяемые после наступления страхового случая: действительный размер ущерба; срок и качество проведения экспертизы по страховому случаю; затраты на документальное подтверждение обстоятельств страхового случая; затраты на спасение застрахованного имущества.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие материалы ...

Неценовая конкуренция в рыночной экономике
Значение стратегического поведения, позволяющего фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Все компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать вни ...

Экономические учения Адама Смита и Давида Рикардо
Классическая школа политической экономии возникла в период зарождения и утверждения капиталистического способа производства. По мере дальнейшего развития развитых странах мира основ рыночных экономических отношений становились всё более очевидным то обстоятельство ...

Нормирование труда как основа для проектирования трудовых процессов организации
рентабельность себестоимость продукция трудовой Целесообразность и эффективность любого общественного труда и общественного производства обеспечивается в первую очередь его рациональной организацией. Рациональная организация труда, прежде всего, требует четко опре ...

Copyright © 2013 - все права принадлежат - www.regulareconomic.ru