Состояние ведущих сфер агропромышленного комплекса

Во-первых, сохранились компетенции отечественного сельхозмашиностроения в комбайно- и тракторостроении, производстве посевных и почвообрабатывающих машин и другой техники и оборудования.

Во-вторых, Россия обладает колоссальным потенциалом рынка сельхозтехники. Все зарубежные производители техники для АПК (мировые лидеры) заинтересованы в увеличении своей доли на российском рынке и пытаются наращивать продажи.

В-третьих, при последовательной поддержке государства, принятии «Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения России до 2020 года», удастся не только упрочить позиции отечественного сельхозмашиностроения, но и придать им дополнительный импульс для создания новых машин и оборудования, отвечающих требованиям сельхозпроизводителей, завоевания новых рынков .

Что касается разработанной стратегии, благодаря мультипликативному эффекту один вложенный рубль в сельхозмашиностроение принесет государству 3 рубля прибыли. То есть, при достижении роста производства сельскохозяйственного машиностроения России на 10% (4 млрд. руб.), рост общего объема выпуска продукции в экономике составит 12 млрд. рублей. При этом мультипликативный эффект в металлургии составит - 0,16%, химии и нефтехимии - 0,05%, производстве машин и оборудования - 0,30% .

Значительное сокращение парка сельскохозяйственной техники в России (с 1990 г. в 4-5 раз) привело к нехватке техники в хозяйствах, что в свою очередь серьезно сказалось на производительности труда. Ежегодно парк тракторов сокращается в среднем на 7% (с 1366 тыс. в 1990 году до 307 тыс. в 2010 году).

Парк зерноуборочных комбайнов сокращается темпом 8% в год (с 408 тыс. до 84 тыс. соответственно). Кроме того, существующий парк сельхозтехники в РФ является устаревшим: по мнению экспертов до 70% техники изношено, доля морально устаревшей техники превышает 90%. По данным Минпромторга России 85% тракторов, 58% зерноуборочных комбайнов и 41% кормоуборочных комбайнов старше 10 лет, т.е. работают с истекшими сроками эксплуатации. По этой причине ежегодные потери, к примеру, зерна достигают 15 млн. т, мяса - свыше 1 млн. т, молока - около 7 млн. т. и т.д.

Серьезные последствия может вызвать большая разномарочность закупаемой импортной техники: тракторы приобретаются у 12 фирм (150 моделей), зерноуборочные комбайны - у 8 (96 моделей). Это создает определенные трудности в обеспечении запчастями, в работе предприятий по сервисному обслуживанию и предъявляет новые требования к квалификации сервисных специалистов.

Главным конкурентным преимуществом российской сельхозтехники остается низкая стоимость владения. С ростом технологичности, развитием модельного ряда в некоторых сегментах цена приближается к уровню зарубежных конкурентов. И при этом уступает по потребительским характеристикам ввиду недостаточного уровня инвестиций в модернизацию производства, НИОКР, подготовку кадров и пр. (ПРИЛОЖЕНИЕ А).

Ключевые тенденции в современном сельхозмашиностроении - создание конструкций машин, позволяющих применять высокоэффективные интенсивные технологии, значительно увеличивать производительность труда, создавать благоприятные условия для растениеводства, повышать урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность животных, сокращать потери при посеве, внесении удобрений, уборке урожая, обеспечивать экологическую безопасность и безопасные условия труда.

Сельское хозяйство.

Объем производства продукции сельского хозяйства в РФ в 2012 году в сопоставимых ценах снизился, по предварительным данным, на 5,35% по сравнению с предыдущим годом, следует из сообщения Минсельхоза РФ .

Производство продукции растениеводства сократилось на 15%, в то же время выпуск продукции животноводства увеличился на 4,3%. Как поясняет ведомство, снижение показателя вызвано в первую очередь тяжелыми климатическими условиями во время всего аграрного сезона 2012 г. в большинстве российских регионов. В фактических ценах объем производства продукции сельского хозяйства в 2012 г.составил 3,37 трл. рублей. На растениеводство пришлось 1,643 трл. рублей, на животноводство 1,727 трл. рублей. Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур после доработки снизился на 25% и составил 70,676 млн.тонн. В том числе урожай пшеницы сократился на 32,9% - до 37,7 млн. тонн.

Производство скота и птицы на убой в живом весе, по предварительным оценкам, в минувшем году увеличилось на 6,8% - до 11,7 млн.тонн, производство молока - на 1%, до 32 млн. тонн, производство яиц - на 2,4%, до 42,1 млрд. штук.

Поголовье крупного рогатого скота в общем, на 1 января 2013 г. составило 20,1 млн. голов, что на 0,1% ниже с аналогичной датой прошлого года, при этом поголовье коров увеличилось на 0,5% - до 9 миллионов. Поголовье свиней выросло на 7,7%, до 18,6 миллиона голов, овец и коз - на 6,5%, до 24,4 миллиона голов, птицы в сельхозпредприятиях - на 5,9%, до 390,8 миллиона голов.

В 2011 г. объем сельхозпроизводства в РФ вырос на 22,1% при показателе 4,1%. При этом в растениеводстве рост - 47,2% при показателе 3,1%, а в животноводстве - 1,5% при целевом показателе 5,1%. Увеличение производства обусловлено ростом объемов растениеводства и рекордными сборами по сахарной свекле, подсолнечнику, сое и рапсу.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другие материалы ...

Направления развития инфраструктурного комплекса города
Развитие и совершенствование социально-экономических процессов показывают, что развитие города невозможно без создания и использования комплекса мероприятий и условий, помогающих и эффективному функционированию производства, и нормальному осуществлению всех вопросо ...

Национальное богатство в системе показателей системы национальных счетов
В данной контрольной работе выбрана тема «Национальное богатство в системе показателей СНС». Актуальность выбранной темы заключается в том, что национальное богатство (НБ) стоит в ряду наиболее важных макроэкономических понятий, а числовая характеристика его о ...

Экономическая эффективность в дорожной отрасли
Экономика дорожного движения является неотъемлемой частью экономики дорожного хозяйства. Дорожное хозяйство представляет собой один из важнейших элементов Единой транспортной системы России. Без дорожной сети не могут быть реализованы статьи Конституции Российской ...

Copyright © 2013 - все права принадлежат - www.regulareconomic.ru