Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие и его сдвиги
Рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, реализующих свои экономические интересы. Экономический интерес покупателей состоит в том, чтобы купить товары подешевле и удовлетворить свою потребность, поэтому они предлагают за них цены, называемые ценами спроса. Под ценой спроса понимается та предельно максимальная цена, при которой покупатель еще согласен приобретать товары.
Продавцы заинтересованы в продаже товара подороже и поэтому предъявляют цены предложения, представляющие собой предельно минимальные цены, по которым они еще готовы продавать свои товары.
В результате установления равновесной цены продавцы, реализуя свои товары и услуги, получают возможность возместить затраты на их производство и получить прибыль, а покупатели в состоянии приобрести их в соответствии со своей платежеспособностью. Таким образом, равновесная цена - это цена, по которой количество товара, предложенного на рынке, равно количеству товара, на которое предъявлен спрос.
В этом случае между потребителями данного вида товара начинается конкуренция, которая будет способствовать снижению цены и приближению ее к точке равновесия Е. Ниже этой точки рыночная цена опуститься не может, потому что тогда производство и реализация становятся невыгодными для товаропроизводителя. Он не возместит затраты на изготовление и сбыт своей продукции и рискует обанкротиться.
Так, благодаря проявлению законов спроса, предложения и конкуренции рыночное равновесие восстанавливается. Различают стабильное (устойчивое) и нестабильное (неустойчивое) рыночное равновесие. Стабильное имеет место тогда, когда нарушенное равновесное состояние быстро восстанавливается вновь, а нестабильное - когда нарушенное рыночное равновесие сохраняется на протяжении длительного периода времени.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ
Цена - количество денег, выплачиваемое за единицу товара; выраженная в деньгах стоимость единицы товара.
Спрос - это желание и способность потребителей покупать товары и услуги.
Предложение - это желание и способность продавцов предоставлять товары для продажи на рынке.
Закон спроса - чем дороже товар, тем меньше спрос на него, и наоборот, чем товар дешевле, тем охотнее его покупают. Следовательно, зависимость между ценой товара и спросом на него обратно пропорциональная.
Закон предложения - чем выше цена, тем больше предложение, и наоборот, если цена товара снижается, предложение уменьшается. Таким образом, зависимость между ценой товара и его предложением прямо пропорциональная.
Эластичность спроса - понятие, характеризующее изменение спроса в зависимости от степени изменения фактора, влияющего на спрос.
Эластичность предложения - понятие, характеризующее изменение предложения в зависимости от степени изменения фактора, влияющего на предложение
Цена спроса - та предельно максимальная цена, при которой покупатель еще согласен приобретать товары.
Цена предложения - та предельно минимальная цена, по которой продавцы еще готовы продавать свои товары.
Рыночное равновесие - это состояние рынка, при котором величина спроса совпадает с величиной предложения.
Равновесная цена - это цена, при которой наступает рыночное равновесие.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И САМОКОНТРОЛЯ
1. В чем суть закона спроса? Каковы факторы, определяющие спрос?
2. Что такое эластичность спроса и какие ее виды Вы можете назвать?
. Что гласит закон предложения?
. Каковы неценовые факторы предложения?
Другие материалы ...
Организационно-экономическая характеристика предприятия на примере ООО АльфаСтиль
Преддипломная
практика является важной составной частью подготовки специалистов с высшим
образованием. В ходе данной практики происходит закрепление полученных ранее
знаний, умений и навыков, а также приобретение новых. Финансовое состояние
малого предприятия хара ...
Обоснование стратегии развития организации в сфере городского хозяйства в современный период
Я,
Бухарова Марина Александровна, студентка 5 курса заочного отделения факультета
экономики и управления на предприятии городского хозяйства ЧОУ ВПО
Южно-Уральский институт управления и экономики, проходила преддипломную
практику в Муниципальном образовании Таловс ...
Организация коммерческой деятельности магазина Мир Золота
В
курсовой работе предполагается ознакомиться с организацией коммерческой
деятельности на одной из фирм города Ижевска. В качестве объекта изучения были
выбраны магазины розничной торговли ювелирными украшениями «Мир золота». Целью
работы является анализ коммерчес ...