Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие и его сдвиги

Рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, реализующих свои экономические интересы. Экономический интерес покупателей состоит в том, чтобы купить товары подешевле и удовлетворить свою потребность, поэтому они предлагают за них цены, называемые ценами спроса. Под ценой спроса понимается та предельно максимальная цена, при которой покупатель еще согласен приобретать товары.

Продавцы заинтересованы в продаже товара подороже и поэтому предъявляют цены предложения, представляющие собой предельно минимальные цены, по которым они еще готовы продавать свои товары.

В результате установления равновесной цены продавцы, реализуя свои товары и услуги, получают возможность возместить затраты на их производство и получить прибыль, а покупатели в состоянии приобрести их в соответствии со своей платежеспособностью. Таким образом, равновесная цена - это цена, по которой количество товара, предложенного на рынке, равно количеству товара, на которое предъявлен спрос.

В этом случае между потребителями данного вида товара начинается конкуренция, которая будет способствовать снижению цены и приближению ее к точке равновесия Е. Ниже этой точки рыночная цена опуститься не может, потому что тогда производство и реализация становятся невыгодными для товаропроизводителя. Он не возместит затраты на изготовление и сбыт своей продукции и рискует обанкротиться.

Так, благодаря проявлению законов спроса, предложения и конкуренции рыночное равновесие восстанавливается. Различают стабильное (устойчивое) и нестабильное (неустойчивое) рыночное равновесие. Стабильное имеет место тогда, когда нарушенное равновесное состояние быстро восстанавливается вновь, а нестабильное - когда нарушенное рыночное равновесие сохраняется на протяжении длительного периода времени.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

Цена - количество денег, выплачиваемое за единицу товара; выраженная в деньгах стоимость единицы товара.

Спрос - это желание и способность потребителей покупать товары и услуги.

Предложение - это желание и способность продавцов предоставлять товары для продажи на рынке.

Закон спроса - чем дороже товар, тем меньше спрос на него, и наоборот, чем товар дешевле, тем охотнее его покупают. Следовательно, зависимость между ценой товара и спросом на него обратно пропорциональная.

Закон предложения - чем выше цена, тем больше предложение, и наоборот, если цена товара снижается, предложение уменьшается. Таким образом, зависимость между ценой товара и его предложением прямо пропорциональная.

Эластичность спроса - понятие, характеризующее изменение спроса в зависимости от степени изменения фактора, влияющего на спрос.

Эластичность предложения - понятие, характеризующее изменение предложения в зависимости от степени изменения фактора, влияющего на предложение

Цена спроса - та предельно максимальная цена, при которой покупатель еще согласен приобретать товары.

Цена предложения - та предельно минимальная цена, по которой продавцы еще готовы продавать свои товары.

Рыночное равновесие - это состояние рынка, при котором величина спроса совпадает с величиной предложения.

Равновесная цена - это цена, при которой наступает рыночное равновесие.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И САМОКОНТРОЛЯ

1. В чем суть закона спроса? Каковы факторы, определяющие спрос?

2. Что такое эластичность спроса и какие ее виды Вы можете назвать?

. Что гласит закон предложения?

. Каковы неценовые факторы предложения?

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие материалы ...

Экономические показатели деятельности кафе На бульваре
Практика - это деятельность, которая осуществляется для достижения. В нашем современном и динамичном мире развитие массового питания играет огромную роль. Питание - одно из важнейших условий существования человека. Количество, качество, ассортимент потребляемых ...

Экономические показатели компании ОАО СК Альянс
Актуальность изучения выбранной темы обусловлена тем, что жизнь, особенно в наше время, полна неожиданностей. Как экономическая категория страхование представляет систему экономических отношений, включающую совокупность форм и методов формирования целевых фондо ...

Направления совершенствования коммерческой деятельности с поставщиками ветеринарной продукции на материалах УП Гомельский зооветснаб
Коммерческая деятельность осуществляется путем выполнения коммерческих операций и является важнейшим механизмом управления экономическими отношениями. Они возникают между хозяйствующими субъектами во всех сферах экономики в процессе обмена товарами, услугами, научн ...

Copyright © 2013 - все права принадлежат - www.regulareconomic.ru