Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие и его сдвиги
Рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, реализующих свои экономические интересы. Экономический интерес покупателей состоит в том, чтобы купить товары подешевле и удовлетворить свою потребность, поэтому они предлагают за них цены, называемые ценами спроса. Под ценой спроса понимается та предельно максимальная цена, при которой покупатель еще согласен приобретать товары.
Продавцы заинтересованы в продаже товара подороже и поэтому предъявляют цены предложения, представляющие собой предельно минимальные цены, по которым они еще готовы продавать свои товары.
В результате установления равновесной цены продавцы, реализуя свои товары и услуги, получают возможность возместить затраты на их производство и получить прибыль, а покупатели в состоянии приобрести их в соответствии со своей платежеспособностью. Таким образом, равновесная цена - это цена, по которой количество товара, предложенного на рынке, равно количеству товара, на которое предъявлен спрос.
В этом случае между потребителями данного вида товара начинается конкуренция, которая будет способствовать снижению цены и приближению ее к точке равновесия Е. Ниже этой точки рыночная цена опуститься не может, потому что тогда производство и реализация становятся невыгодными для товаропроизводителя. Он не возместит затраты на изготовление и сбыт своей продукции и рискует обанкротиться.
Так, благодаря проявлению законов спроса, предложения и конкуренции рыночное равновесие восстанавливается. Различают стабильное (устойчивое) и нестабильное (неустойчивое) рыночное равновесие. Стабильное имеет место тогда, когда нарушенное равновесное состояние быстро восстанавливается вновь, а нестабильное - когда нарушенное рыночное равновесие сохраняется на протяжении длительного периода времени.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ
Цена - количество денег, выплачиваемое за единицу товара; выраженная в деньгах стоимость единицы товара.
Спрос - это желание и способность потребителей покупать товары и услуги.
Предложение - это желание и способность продавцов предоставлять товары для продажи на рынке.
Закон спроса - чем дороже товар, тем меньше спрос на него, и наоборот, чем товар дешевле, тем охотнее его покупают. Следовательно, зависимость между ценой товара и спросом на него обратно пропорциональная.
Закон предложения - чем выше цена, тем больше предложение, и наоборот, если цена товара снижается, предложение уменьшается. Таким образом, зависимость между ценой товара и его предложением прямо пропорциональная.
Эластичность спроса - понятие, характеризующее изменение спроса в зависимости от степени изменения фактора, влияющего на спрос.
Эластичность предложения - понятие, характеризующее изменение предложения в зависимости от степени изменения фактора, влияющего на предложение
Цена спроса - та предельно максимальная цена, при которой покупатель еще согласен приобретать товары.
Цена предложения - та предельно минимальная цена, по которой продавцы еще готовы продавать свои товары.
Рыночное равновесие - это состояние рынка, при котором величина спроса совпадает с величиной предложения.
Равновесная цена - это цена, при которой наступает рыночное равновесие.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И САМОКОНТРОЛЯ
1. В чем суть закона спроса? Каковы факторы, определяющие спрос?
2. Что такое эластичность спроса и какие ее виды Вы можете назвать?
. Что гласит закон предложения?
. Каковы неценовые факторы предложения?
Другие материалы ...
Направления развития инфраструктурного комплекса города
Развитие и совершенствование социально-экономических
процессов показывают, что развитие города невозможно без создания и
использования комплекса мероприятий и условий, помогающих и эффективному
функционированию производства, и нормальному осуществлению всех вопросо ...
Определение величины вероятной прибыли девелопера
Целью
данной работы является определение величины вероятной прибыли предпринимателя
(девелопера).
Согласно
наиболее употребляемому определению экономика понимается как процесс
производства экономических благ, осуществляемый в условиях ограниченности всех
видов ...
Особенности товарного производства и денег в обществе
Почти везде в мире, чтобы выжить, человек должен работать, ибо окружающие
его вещи в своем естественном состоянии, форме и местонахождении не могут
удовлетворить его потребности. Человек преодолевает опасности и неудобства
своего и естественного обитания, изменяя ф ...