Предпочтения и возможности потребителя. Кривые безразличия и бюджетная линия. Понятие равновесия потребителя

Приобретая на рынке товары для удовлетворения потребностей, покупатель руководствуется своими предпочтениями, желаниями купить ту или иную вещь.

Иллюстрацией предпочтений потребителя является кривая безразличия, представляющая собой совокупность точек, каждая из которых демонстрирует возможную комбинацию двух товаров, дающих потребителю одинаковое удовлетворение потребности, то есть имеющих для него одинаковую общую полезность (рис. 6.1).

Рис. 6.1 Кривая безразличия

Допустим, потребитель желает приобрести товары А и В. Одинаковую полезность он может получить, используя различные их комбинации, то есть отказ от определенного количества одного товара компенсируется дополнительным количеством другого товара. К данным комбинациям потребитель в равной степени безразличен, поскольку в любом случае, при любом сочетании этих товаров он получит удовлетворение своей потребности. В зависимости от уровня удовлетворения потребностей кривая безразличия может занимать различные положения. Чем больше она удалена от начала координат, тем большую полезность имеют потребляемые товары, и наоборот.

Если нанести на график несколько кривых безразличия, то получится карта кривых безразличия (рис. 6.2).

Рис. 6.2 Карта кривых безразличия

Расположение кривых карты означает, что любая комбинация продуктов А и В, показанная точкой на кривой Jn, обладает большей полезностью, чем любая комбинация продуктов А и В, показанная точкой на кривых J1 и J2 .

На потребительский выбор, наряду с предпочтениями покупателя, влияют его доход и цены на товары. Когда выбор осуществляется из двух товаров А и В, потребитель может приобрести любой набор товаров, который удовлетворяет следующему условию:

PA×A + PB×B J, (6.1)

где РА и Р В - цены товаров А и В;

А и В - количество товаров А и В;

J - доход потребителя.

Данное уравнение отражает бюджетные ограничения потребителя. Бюджетные ограничения - это денежный доход потребителя, в пределах которого им может быть предъявлен спрос на необходимые для него товары и услуги.

Графически бюджетные ограничения изображаются бюджетной линией. Бюджетная линия показывает различные комбинации двух товаров, которые могут быть приобретены при данном уровне дохода покупателя и данном уровне цен на эти товары. Таким образом, бюджетная линия дает ответ на вопрос: «Сколько товаров может приобрести потребитель?»

Например, имея денежный доход 10 единиц, при цене товара А (яблоки), составляющей 1ед., товара В (апельсины) - 2 ед. можно приобрести либо 10 яблок, либо 5 апельсинов. Возможны следующие комбинации двух благ: 8А и 1В; 6А и 2В; 4А и 3В; 2А и 4В (рис. 6.3).

Рис. 6.3 Бюджетная линия

Если каждая точка на бюджетной линии показывает определенный набор двух товаров, который потребитель в состоянии приобрести при существующем уровне дохода и цен, то находящиеся под ней означают возможный для покупателя набор товаров, но при этом часть дохода покупателя остается неиспользованной. И наоборот, потребление в любой другой точке за пределами бюджетной линии, невозможно при данной величине дохода покупателя. Чем дальше от начала координат находится бюджетная линия, тем больший доход покупателя она означает и, следовательно, при тех же ценах на товары у покупателя имеются большие возможности для приобретения этих товаров.

На поведение потребителя и количество покупаемых товаров в значительной мере влияет изменение цены этих товаров. Это влияние проявляется двумя эффектами:

. Эффект дохода, суть которого в том, что снижение цены позволяет, не изменяя сумму расходов на данный товар, приобретать его в большем количестве. Это равнозначно увеличению денежного дохода покупателя по отношению к данному товару, что повышает возможности потребления этого товара.

. Эффект замещения, состоящий в том, что, если упала цена на определенный товар, то по сравнению с ним остальные выглядят более дорогими, хотя их собственные цены могут и не изменяться. Следовательно, покупатель чисто психологически стремится «заменить» другие товары подешевевшими, увеличивая их потребление, так как это обеспечивает ему дополнительный эффект дохода, расширяет его покупательские возможности.

Перейти на страницу: 1 2

Другие материалы ...

Организация и технико-экономическое обоснование производства системы АСУ-ГХ (на примере ОАО КНИИТМУ)
Использование космических технологий спутникового позиционирования ГЛОНАСС и GPS является наиболее эффективным и перспективным направлением в создании систем мониторинга и управления транспортом на предприятиях различных отраслей. Система ГЛОНАСС представляет собой ...

Особенности операций с нежилыми помещениями в Республике Беларусь
Сделки с недвижимостью в настоящее время являются одной из наиболее востребованных, но в то же время одной из наиболее сложных областей права. Без должного опыта и соответствующих знаний в данной области достаточно сложно самостоятельно ориентироваться Сделки ...

Особенности современной миграционной ситуации в Российской Федерации
Миграция - важнейший элемент образа жизни, форма человеческой деятельности, реализующая ценности, цели людей, групп, личностей, воплощение которых связано с постоянным или временным, добровольным или вынужденным переселением в иные регионы, поселения, страны, на но ...

Copyright © 2013 - все права принадлежат - www.regulareconomic.ru