Российская миграционная политика

В условиях современной России вопрос о том, соответствует ли российское миграционное законодательство и практика его применения международным стандартам, весьма актуален. Согласно действующей Конституции весь массив российского законодательства, регулирующего право каждого на свободное передвижение, правового статуса беженцев и лиц, ищущих убежище, должен соответствовать не только конституционным принципам демократического республиканского устройства, но и общепризнанным принципам и нормам международного права. Это следует из ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, где закреплено положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, и если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Базовые принципы и нормы правового регулирования положения различных категорий мигрантов определены действующим законодательством Российской Федерации.

Особое внимание Российская Федерация уделяет международному правовому сотрудничеству в регулировании внешней и внутренней миграции. Ярким примером приверженности России международным принципам и нормам в области регулирования вынужденной миграции стала ратификация Российской Федерацией в 1992 г. Конвенции ООН о статусе беженцев 1951 г. и Протокола к ней 1967 г. Указанные международные документы предопределили в последующем содержание законодательства Российской Федерации о беженцах.

Наряду, с этим Россия прилагает усилия, чтобы обезопасить себя от незаконной миграции и связанных с ней негативных последствий. Речь идет, прежде всего, о ратификации Россией Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и дополняющих ее Протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее (вступили в силу для России 25 июня 2004 г.).

В рамках международного сотрудничества по борьбе с незаконной миграцией Россия участвует также в подготовке и заключении двусторонних соглашений о реадмиссии. Например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики от 12 мая 2003 г. «О приеме и возврате лиц, незаконно находящихся на территории Российской Федерации и территории Литовской Республики». Вместе с тем ведутся переговоры о заключении аналогичных соглашений с другими странами.

На международном региональном уровне Российская Федерация является инициатором и активным участником многих многосторонних соглашений, заключенных в рамках СНГ, а также с государствами, не входящими в состав СНГ, по вопросам миграции населения, в частности соглашения, касающиеся помощи беженцам и вынужденным переселенцам (1993 г.), сотрудничества в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов (1994 г.), борьбы с незаконной миграцией (1998 г.) и др. Заключение названных соглашений направлено на усиление контроля со стороны государства над миграционными процессами, пресечение незаконной миграции в целях обеспечения национальной безопасности и соблюдения прав мигрантов.

Посредством международных соглашений, заключенных как на двусторонней, так и на многосторонней основе, Россия решает вопросы упорядочения взаимных поездок граждан. Так, в целях налаживания и упрочения интеграционных связей между государствами, а также исходя из необходимости максимального упрощения пересечения Государственной границы, Российская Федерация заключила ряд соглашений с другими государствами о безвизовых поездках граждан.

Таким образом, можно констатировать, что в России сложилось в целом довольно обширное законодательство в области регулирования отношений, возникающих в сфере миграции населения контроля над перемещениями населения и оказанием поддержки наименее защищенным лицам.

В настоящее время правовое регулирование миграционных отношений в России осуществляют Конституция Российской Федерации, а также целый ряд федеральных законов и других нормативных правовых актов, общепризнанные принципы и нормы международного права в области миграции, международные договоры и соглашения, в которых участвует наше государство. Признавая требования международного права, Российская Федерация закрепила в своей Конституции право каждого на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27), свободный выезд за пределы государства и беспрепятственное возвращение граждан в страну (ч. 2 ст. 27), гарантии предоставления политического убежища (ч. 1 ст. 63).Названные гуманистические принципы и нормы лежат в основе формирования правовой основы регулирования миграционных отношений в России.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другие материалы ...

Национальная экономика цели и результаты развития
Актуальность данной темы отвечает потребностям развития национальной экономики и современного общества. От успешного развития национальной экономики страны напрямую зависит рост благосостояния населения. На основе изучения тенденций развития национальной экономики ...

Экономические показатели работы электроремонтного цеха
Рыночная экономика России вызывает необходимость разработки нового хозяйственного механизма, ориентированного на высокую эффективность общественного производства. В связи с этим приобретают актуальность проблемы преобразования организационной структуры электроэнерг ...

Обоснование экономической эффективности производства безобжиговых железоуглеродистых композиций
В результате реализации проекта будет создан цех по изготовлению безобжиговых железоуглеродистых композиций. Одним из перспективных и приоритетных направлений в современной черной металлургии является получение металлизованных продуктов непосредственно из исходн ...

Copyright © 2013 - все права принадлежат - www.regulareconomic.ru