Российская миграционная политика
Работодатель может привлекать и использовать иностранных граждан в трудовой деятельности (кстати, согласно ст. ст. 5, 6, 8 Закона №115-ФЗ все иностранцы, находящиеся на территории РФ, относятся к одной из трех категорий: временно пребывающие, временно проживающие и постоянно проживающие в РФ). Причем порядок действий работодателя зависит от того в каком режиме прибывает иностранец в нашу страну: визовом или безвизовом. К сведению. Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Армения, Украина, Азербайджан, Молдова, Узбекистан относятся к странам, граждане которых могут въехать в Россию в безвизовом режиме. Орган Федеральной миграционной службы (далее - территориальный орган ФМС) рассматривает заявление иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на работу с учетом квот на выдачу таких разрешений (п. 6 ст. 13.1 Закона №115-ФЗ).
Пунктами 1, 2, 6 ст. 13.1, п. п. 1 - 4 ст. 18.1 Закона №115-ФЗ, Правилами о потребности в привлечении иностранных работников для трудовой деятельности в РФ, а также Постановлениями Правительства РФ о потребности в привлечении иностранных работников устанавливается порядок привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности в РФ, предусматривающий формирование квот с целью поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов с учетом содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан РФ и определения потребности в рабочей силе для замещения в предстоящем году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками.
К сведению. В 2010 г. данная потребность определена в количестве 1 944 356 человек см. Постановления Правительства РФ от 28.11.2009 N №961, 962, 963 и от 16.12.2009 N1031.
При этом наиболее востребованы (более четверти от общего количества) рабочие, занятые на горных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах.
Названные квоты формируются путем подачи работодателями в уполномоченные органы субъектов РФ, на территории которых предусматривается осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности, заявок. Если они (заявки о потребности в иностранных работниках) организацией не подаются, квота ей (организации) не выделяется. При таких обстоятельствах миграционная служба вправе отказать в выдаче разрешений на работу иностранным гражданам.
Напомним, что трудиться на территории РФ вне квот имеют право иностранцы на основе патента. Патент необходим иностранцу в случае выполнения работ не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Например, ремонт квартиры, различные работы по дому, на садовом участке и т.д. То есть, когда работодатель - российский гражданин от данного вида деятельности не извлекает прибыли. В противном случае (например, работа на предприятиях) у иностранного работника должно быть разрешение на работу.
Отсутствие документов, подтверждающих право иностранных граждан на осуществление трудовой деятельности, является серьёзным правонарушением, за которое несут административную ответственность как работники иностранцы, так и их наниматели россияне.
Также в действующем законодательстве предусмотрены серьезные льготы для высококвалифицированных специалистов, причем российское законодательство движется по пути либерализации в данном направлении.
Таким образом, на данном этапе Россия создала определенную правовую базу, регулирующую процесс миграции, которая в свою очередь является одной из составной частей миграционной политики, проводимой страной.
Согласно Докладу Сергея Градировского [22, с. 23] миграционная политика проводится российской властью в двух важнейших направлениях миграции - трудовой и репатриации.
В миграционной политике в области трудовой миграции Градировский выделяет три этапа. Последний из них - с 2010 г. по настоящее время.
Он указывает: «На рубеже 2009-10 гг. начался новый этап миграционной политики в сфере трудовой миграции. Предпосылками его явилось нарастающее противоречие между реализацией антикризисного комплекса мер по защите рынка труда «от избыточной иностранной рабочей силы», в рамках которого и происходило сокращение квот на занятие трудовой деятельностью и ужесточение процедуры получения разрешения на работу, и модернизацией экономики России, которая диктует потребность в иностранном труде, преимущественно высококвалифицированном».
Трудовая миграция до сих пор рассматривалась властью как текущий в страну неструктурированный поток. Регулирование осуществлялось не путем отбора лиц нужной рынку квалификации, а путем прямого запрета на труд для иностранцев в некоторых секторах экономики (торговля спиртными напитками, лекарствами, розничная торговля, «прочая деятельность в области спорта») и определением закрытого списка тех категорий иностранных лиц, которым разрешение на работу оформлять не надо (дипломаты, участники Госпрограммы переселения, преподаватели вузов, журналисты и т.д.). Все не вошедшие в закрытый список должны были получать разрешение на занятие трудовой деятельностью на территории РФ. Вплоть до 2010 года основным действием, предпринимаемым с целью обеспечения дифференцированного подхода к разным категориям трудовых мигрантов при допуске их на рынок труда, было ежегодное утверждение списка профессий иностранных граждан, на которые квоты не распространяются. Руководство страны, первые лица соответствующих министерств и ведомств согласны, что стране нужны высококвалифицированные мигранты. Особенно на фоне существующего малообразованного и низкоквалифицированного массового потока. Еще одним аспектом трудовой миграции, который проявился давно и стал значим для власти в последние годы, стала занятость иностранных граждан у частных лиц. Отсутствие законодательных процедур, регулирующих этот сектор занятости, привел к тому, что, по оценкам ФМС, он достиг 40-50% всего трудового потока и практически весь является условно теневым. Эти люди, как правило, имеют регистрацию, получают разрешения на работу, но далее с неизбежностью выпадают из поля зрения контролирующих органов, поскольку никаких процедур, регламентирующих их занятость в частных домохозяйствах в качестве нянь, садовников, строителей и просто «работников на пару жарких дней» не разработано. Также эти трудовые мигранты, получая зарплату от физических лиц наличными и не имея индивидуального налогового номера, даже при желании не могут заплатить подоходный налог.
Другие материалы ...
Экономические показатели работы электроремонтного цеха
Рыночная экономика России вызывает необходимость разработки нового
хозяйственного механизма, ориентированного на высокую эффективность
общественного производства. В связи с этим приобретают актуальность проблемы
преобразования организационной структуры электроэнерг ...
Экономические показатели компании ОАО СК Альянс
Актуальность
изучения выбранной темы обусловлена тем, что жизнь, особенно в наше время,
полна неожиданностей.
Как
экономическая категория страхование представляет систему экономических
отношений, включающую совокупность форм и методов формирования целевых фондо ...
Экономические показатели АТП
Автомобильный транспорт обеспечивает экономию общественного
времени в перевозках грузов и пассажиров, способствует развитию
производительных сил общества, расширению межрегиональных связей, а также
улучшению культурно-бытового обслуживания населения. В тоже время
...