Российская миграционная политика

Работодатель может привлекать и использовать иностранных граждан в трудовой деятельности (кстати, согласно ст. ст. 5, 6, 8 Закона №115-ФЗ все иностранцы, находящиеся на территории РФ, относятся к одной из трех категорий: временно пребывающие, временно проживающие и постоянно проживающие в РФ). Причем порядок действий работодателя зависит от того в каком режиме прибывает иностранец в нашу страну: визовом или безвизовом. К сведению. Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Армения, Украина, Азербайджан, Молдова, Узбекистан относятся к странам, граждане которых могут въехать в Россию в безвизовом режиме. Орган Федеральной миграционной службы (далее - территориальный орган ФМС) рассматривает заявление иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на работу с учетом квот на выдачу таких разрешений (п. 6 ст. 13.1 Закона №115-ФЗ).

Пунктами 1, 2, 6 ст. 13.1, п. п. 1 - 4 ст. 18.1 Закона №115-ФЗ, Правилами о потребности в привлечении иностранных работников для трудовой деятельности в РФ, а также Постановлениями Правительства РФ о потребности в привлечении иностранных работников устанавливается порядок привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности в РФ, предусматривающий формирование квот с целью поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов с учетом содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан РФ и определения потребности в рабочей силе для замещения в предстоящем году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками.

К сведению. В 2010 г. данная потребность определена в количестве 1 944 356 человек см. Постановления Правительства РФ от 28.11.2009 N №961, 962, 963 и от 16.12.2009 N1031.

При этом наиболее востребованы (более четверти от общего количества) рабочие, занятые на горных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах.

Названные квоты формируются путем подачи работодателями в уполномоченные органы субъектов РФ, на территории которых предусматривается осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности, заявок. Если они (заявки о потребности в иностранных работниках) организацией не подаются, квота ей (организации) не выделяется. При таких обстоятельствах миграционная служба вправе отказать в выдаче разрешений на работу иностранным гражданам.

Напомним, что трудиться на территории РФ вне квот имеют право иностранцы на основе патента. Патент необходим иностранцу в случае выполнения работ не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Например, ремонт квартиры, различные работы по дому, на садовом участке и т.д. То есть, когда работодатель - российский гражданин от данного вида деятельности не извлекает прибыли. В противном случае (например, работа на предприятиях) у иностранного работника должно быть разрешение на работу.

Отсутствие документов, подтверждающих право иностранных граждан на осуществление трудовой деятельности, является серьёзным правонарушением, за которое несут административную ответственность как работники иностранцы, так и их наниматели россияне.

Также в действующем законодательстве предусмотрены серьезные льготы для высококвалифицированных специалистов, причем российское законодательство движется по пути либерализации в данном направлении.

Таким образом, на данном этапе Россия создала определенную правовую базу, регулирующую процесс миграции, которая в свою очередь является одной из составной частей миграционной политики, проводимой страной.

Согласно Докладу Сергея Градировского [22, с. 23] миграционная политика проводится российской властью в двух важнейших направлениях миграции - трудовой и репатриации.

В миграционной политике в области трудовой миграции Градировский выделяет три этапа. Последний из них - с 2010 г. по настоящее время.

Он указывает: «На рубеже 2009-10 гг. начался новый этап миграционной политики в сфере трудовой миграции. Предпосылками его явилось нарастающее противоречие между реализацией антикризисного комплекса мер по защите рынка труда «от избыточной иностранной рабочей силы», в рамках которого и происходило сокращение квот на занятие трудовой деятельностью и ужесточение процедуры получения разрешения на работу, и модернизацией экономики России, которая диктует потребность в иностранном труде, преимущественно высококвалифицированном».

Трудовая миграция до сих пор рассматривалась властью как текущий в страну неструктурированный поток. Регулирование осуществлялось не путем отбора лиц нужной рынку квалификации, а путем прямого запрета на труд для иностранцев в некоторых секторах экономики (торговля спиртными напитками, лекарствами, розничная торговля, «прочая деятельность в области спорта») и определением закрытого списка тех категорий иностранных лиц, которым разрешение на работу оформлять не надо (дипломаты, участники Госпрограммы переселения, преподаватели вузов, журналисты и т.д.). Все не вошедшие в закрытый список должны были получать разрешение на занятие трудовой деятельностью на территории РФ. Вплоть до 2010 года основным действием, предпринимаемым с целью обеспечения дифференцированного подхода к разным категориям трудовых мигрантов при допуске их на рынок труда, было ежегодное утверждение списка профессий иностранных граждан, на которые квоты не распространяются. Руководство страны, первые лица соответствующих министерств и ведомств согласны, что стране нужны высококвалифицированные мигранты. Особенно на фоне существующего малообразованного и низкоквалифицированного массового потока. Еще одним аспектом трудовой миграции, который проявился давно и стал значим для власти в последние годы, стала занятость иностранных граждан у частных лиц. Отсутствие законодательных процедур, регулирующих этот сектор занятости, привел к тому, что, по оценкам ФМС, он достиг 40-50% всего трудового потока и практически весь является условно теневым. Эти люди, как правило, имеют регистрацию, получают разрешения на работу, но далее с неизбежностью выпадают из поля зрения контролирующих органов, поскольку никаких процедур, регламентирующих их занятость в частных домохозяйствах в качестве нянь, садовников, строителей и просто «работников на пару жарких дней» не разработано. Также эти трудовые мигранты, получая зарплату от физических лиц наличными и не имея индивидуального налогового номера, даже при желании не могут заплатить подоходный налог.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другие материалы ...

Оборотные средства предприятия. Пути повышения эффективности их использования
Для обеспечения бесперебойного процесса производства наряду с основными производственными фондами необходимы предметы труда, материальные ресурсы. Предметы труда вместе со средствами труда участвуют в создании продукта труда, его потребительной стоимости и образов ...

Организация и планирование лесного хозяйства
В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации устойчивое развитие лесного хозяйства должно базироваться на принципах неистощительного рационального и многоцелевого пользования. Для этого необходим комплексный подход при решении экономических проблем, возни ...

Национальная экономика основные результаты функционирования и их измерение
национальная экономика сбалансированность модернизация Одной из важнейших долгосрочных целей экономической политики правительства любой страны, является стимулирование экономического роста, поддержание его на стабильном и оптимальном уровне. Для этого необходимо им ...

Copyright © 2013 - все права принадлежат - www.regulareconomic.ru