Синдикат

Реорганизация системы управления промышленностью в 1926 г. - слияние системы главков ВСНХ и системы синдикатов в единую систему объединений, действующих на хозрасчете - была направлена прежде всего на централизацию планового руководства при децентрализации оперативных функций управления производством. В результате проведенной реорганизации на базе синдикатов стали создаваться промобъединения по отраслям промышленности, которые являлись хозрасчетными организациями, сочетающими функции планирования и оперативного управления производством. В структурах промобъединений были соединены разнообразные формы подчинения промышленных предприятий объединению - либо непосредственно, либо через тресты, либо в той или иной форме одновременно. Отсутствие единообразия и упорядоченности, неопределенность подведомственности промышленных предприятий и трестов привели в конечном итоге к распаду промобъединений. Пятнадцатого марта 1934 г. ЦИК и СНК СССР своим Постановлением ликвидировали промобъединения, сократили количество трестов. В наркоматах были образованы главные производственные или производственно-территориальные управления, которые обладали всеми правомочиями для руководства подчиненными им предприятиями, хотя и сохраняющими хозяйственную самостоятельность. В период 1934 - 1957 гг. вертикальная централизация по отраслевому принципу приобрела доминирующий характер.

Узкоотраслевая система управления промышленности имела наряду с определенными достоинствами также существенные недостатки; ведомственные барьеры нарушали нормальные производственные связи между предприятиями различных министерств, находившимися в одном и том же административно-территориальном районе. Для устранения этих недостатков Законом СССР от 10 мая 1957 г. "О дальнейшем совершенствовании управления промышленностью и строительством" была проведена реорганизация системы управления промышленности, в основе которой лежал территориальный принцип. В соответствии с этим Законом Верховные Советы союзных республик получили право образовывать экономические административные районы, которые, как правило, совпадали с существующим административно-территориальным делением. Для управления промышленностью и строительством в каждом экономическом административном районе был создан Совет народного хозяйства (Совнархоз), напрямую подчиняющийся Совету министров союзной республики. Совнархозы и их отраслевые управления осуществляли по отношению к подведомственным предприятиям такие функции, как утверждение организационной структуры, назначение руководителей, планирование и контроль за их деятельностью. Узкие рамки хозяйственной самостоятельности предприятий лишали их необходимой оперативности, тормозили дальнейшее развитие социалистической экономики. Поэтому хозяйственная реформа 1965 г. была в значительной мере направлена на усиление децентрализации, предоставление большей самостоятельности средним и даже мелким предприятиям. Оценка этой реформы содержится в многочисленных экономических исследованиях. Здесь важно отметить, что опыт вскоре привел к выводу о необходимости усиления централизации управления промышленностью. Централизация была обеспечена укрупнением предприятий, созданием системы объединений, которые взяли на себя выполнение ряда функций управления производством, осуществляющихся ранее на уровне предприятий .

Правовое регулирование деятельности производственных объединений осуществлялось в соответствии с Конституцией СССР 1977 г. и Конституциями союзных республик, Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 2 марта 1973 г. "О некоторых мероприятиях по дальнейшему совершенствованию управления промышленностью" . Указанным Постановлением было утверждено Общее положение о всесоюзном и республиканском промышленных объединениях , Положение о производственном объединении (комбинате) . С этого момента понимание объединения, как производственно-хозяйственного комплекса, включающего в себя орган управления, предприятия и организации, стала общепринятой.

Перейти на страницу: 1 2 

Другие материалы ...

Экономические показатели работы электроремонтного цеха
Рыночная экономика России вызывает необходимость разработки нового хозяйственного механизма, ориентированного на высокую эффективность общественного производства. В связи с этим приобретают актуальность проблемы преобразования организационной структуры электроэнерг ...

Особенности управления затратами промышленных предприятий
О предприятии Волжский абразивный завод занимает одно из ведущих мест по производству шлифматериалов и абразивного инструмента. Это крупнейшее предприятие отрасли по производству куска карбида кремния черного, зеленого и электротехнического, выпуску шл ...

Необходимость модернизации российской экономики, её основные направления и условия осуществления
Модернизация - это переход от того состояния страны, которое мы имеем в настоящее время к тому, каким оно должно быть для её успешного и благополучного развития в высоко конкурентном мире. Тема всесторонней модернизации и формирования инновационной экономики попул ...

Copyright © 2013 - все права принадлежат - www.regulareconomic.ru