Механизм микроэкономического регулирования
Механизм микроэкономического регулирования представляет собой совокупность форм и методов, с помощью которых осуществляются организация и управление производством на предприятии (фирме). Он включает внутрихозяйственный механизм регулирования деятельности предприятия (фирм) и механизм их государственного регулирования.
В условиях рыночной экономики внутрихозяйственное регулирование деятельности предприятий (фирм) выступает в виде менеджмента.
Менеджмент - это совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством на предприятии (фирме). Цель менеджмента - достижение наивысшей эффективности деятельности предприятия (фирмы), повышение качества продукции при постоянном расширении и обновлении ее ассортимента, увеличения прибыли.
Сущность менеджмента раскрывается в его функциях:
. Постановка цели, представляющая собой выработку стратегических и текущих целей функционирования и развития производства.
. Планирование, заключающееся в выработке направлений, путей и средств реализации целей деятельности предприятия (фирмы). При планировании используются следующие принципы:
· объективность, то есть учет имеющихся возможностей;
· системность, комплексность, предполагающие, что все показатели планирования должны быть взаимосвязаны;
· оптимальность, в соответствии с которой планирование должно быть ориентировано на наилучший результат хозяйственной деятельности данного предприятия (фирмы) для получения максимальной прибыли;
· единство интересов предприятия (фирмы), ее персонала и потребителей;
· сбалансированность, согласно которой конечные показатели хозяйственной деятельности должны быть увязаны с имеющимися на предприятии (фирме) материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами;
· обоснованность, предполагающая, что планирование должно осуществляться на основе точных расчетов.
3. Организация, представляющая собой деятельность управленческого персонала, направленную на рациональное сочетание во времени и пространстве всех элементов производства: работников, орудий и предметов труда. Основными принципами организации являются:
· разделение труда;
· власть;
· дисциплина;
· единство руководства;
· централизация;
· иерархия;
· подчинение частных интересов работников интересам фирмы;
· постоянство состава персонала;
· инициатива;
· справедливость.
4. Координирование, заключающееся в согласованности функций всех элементов системы управления предприятием.
. Регулирование, представляющее собой выполнение текущих мероприятий по устранению отклонений от заданного режима функционирования системы управления.
. Стимулирование, состоящее в разработке и использовании различных стимулов (как материальных, так и моральных), побуждающих персонал предприятия (фирмы) к высоко результативному труду.
. Контроль за деятельностью предприятия (фирмы), предполагающий наблюдение за ходом производства, сравнение реальных показателей с заданной программой и выявление отклонений. Принципами контроля являются: своевременность, непрерывность, гласность, всесторонность, эффективность.
. Учет деятельности предприятия (фирмы), состоящий в получение точной и полной информации о деятельности предприятия (фирмы).
. Анализ деятельности фирмы, заключающийся в комплексном изучении деятельности предприятия (фирмы) для объективной оценки его функционирования и определения путей улучшения сложившегося положения.
Особое место в системе менеджмента занимает маркетинг.
Маркетинг - это комплексная система организации производства и сбыта продукции предприятия (фирмы), основанная на предварительном изучении состояния и перспектив рыночного спроса, на подчинении хозяйственной деятельности задачам успешной реализации товаров и услуг. Поэтому основным принципом маркетинга является: производить то, что продается, а не продавать то, что производится. Таким образом, основная задачей маркетинга является успешный сбыт товаров и услуг.
Другие материалы ...
Национальная экономика основные результаты функционирования и их измерение
национальная
экономика сбалансированность модернизация
Одной из важнейших
долгосрочных целей экономической политики правительства любой страны, является
стимулирование экономического роста, поддержание его на стабильном и
оптимальном уровне. Для этого необходимо им ...
Экономическая эффективность в дорожной отрасли
Экономика
дорожного движения является неотъемлемой частью экономики дорожного хозяйства.
Дорожное хозяйство представляет собой один из важнейших элементов Единой
транспортной системы России. Без дорожной сети не могут быть реализованы статьи
Конституции Российской ...
Неценовая конкуренция в рыночной экономике
Значение стратегического поведения, позволяющего
фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло
в последние десятилетия.
Все компании в условиях жесткой конкуренции,
быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать вни ...