Национальная экономика и ее общая характеристика
Центральное место в изучении макроэкономики принадлежит понятию «национальная экономика». Национальная экономика - это исторически сложившаяся в определенных территориальных границах система общественного воспроизводства. Национальная экономика отражает черты данного типа экономической системы, специфические черты данного государства. Эти особенности обусловлены географическим положением страны, ее участием в международном разделении труда, культурными, историческими традициями, национальным менталитетом и др.
Национальная экономика ставит перед собой определенные цели. Среди этих приоритетных макроэкономических целей можно выделить следующие:
· экономический рост - обеспечение роста национального производства товаров и услуг при повышении их качества;
· занятость - создание возможности иметь подходящее занятие всем тем, кто желает и способен работать;
· равновесие во взаимодействии с природной средой ради улучшения экологии и поддержания должного качества жизни населения страны;
· уровень цен - обеспечение ситуации, исключающей значительное повышение или снижение общего уровня цен;
· равновесный внешнеторговый баланс - относительное равновесие между импортом и экспортом при сохранении открытого характера национальной экономики и поддержании стабильного обменного курса национальной валюты.
Характер и способ достижения каждой цели зависят от типа экономической системы, к которому относится национальная экономика, от ее специфики.
Поскольку национальная экономика представляет собой совокупность различных видов хозяйственной деятельности, то как всякое сложное образование, она имеет свою структуру. Различают воспроизводственную, социальную, отраслевую, территориальную структуры и инфраструктуру национальной экономики.
Воспроизводственная структура характеризует деление национальной экономики на основные виды экономических субъектов. Такими субъектами выступают домашние хозяйства (население страны), предприятия (фирмы) и государство.
Домашние хозяйства являются поставщиками факторов производства, потребителями товаров и услуг, производимых предприятиями и фирмами, и налогоплательщиками.
Предприятия (фирмы) приобретают и используют производственные факторы для производства товаров и услуг, которые затем реализуют для удовлетворения существующих общественных и личных потребностей, а также выплачивают налоги. Государство осуществляет закупки товаров и услуг, производит трансфертные платежи, взимает налоги и т.д.
Социальная структура предполагает деление национальной экономики на секторы в соответствии с определенными формами собственности: государственный, частный, коллективный, смешанный.
Отраслевая структура связана с делением национальной экономики на отрасли, которые представляют собой качественно однородные группы предприятий (фирм), выполняющие в процессе общественного воспроизводства одинаковые по социально-экономическому содержанию функции.
В отраслевом разрезе в структуре национальной экономики выделяют такие крупные отрасли как промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, связь, а в некоторых из них - свои подотрасли. Отрасли национальной экономики неразрывно связаны между собой.
Территориальная структура определяется делением национальной экономики на экономические районы, характеризующиеся определенной спецификой (запасами природных ресурсов, климатом, уровнем развития отдельных отраслей и т.д.)
Другие материалы ...
Особенности управления затратами промышленных предприятий
О предприятии
Волжский абразивный завод занимает одно из ведущих мест по
производству шлифматериалов и абразивного инструмента. Это крупнейшее
предприятие отрасли по производству куска карбида кремния черного, зеленого и
электротехнического, выпуску шл ...
Обоснование экономической эффективности переработки ртутных ламп
Цели и задачи выполнения курсовой работы:
- внедрение новых технологий и прогрессивных технологических
процессов, механизации и автоматизации производственных процессов (в
технологических проектах);
Составной частью конструкторских и технологических проектов
...
Определение путей повышения конкурентоспособности ОАО Хабаровская производственно-ремонтная компания
Значение стратегического поведения, позволяющего фирме выживать в
конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние
десятилетия. Все компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся
ситуации должны не только концентрировать вниман ...