Конкуренция: понятие, сущность, предпосылки

Понятие конкуренции многогранно и многозначно. Его невозможно охватить каким-либо универсальным определением. Термин "конкуренция" происходит от латинского слова concurrere - состязаться. Еще одна его трактовка вытекает из французского courir (бегать), concurrence (совместные бега с соперником). Аналогично итальянское - concurrere. Конкуренция - экономическая состязательность за достижение лучших результатов в какой-либо деятельности. Конкуренция означает борьбу товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования и получение наивысшей прибыли, соперничество за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

Существование конкуренции обусловлено объективными причинами, в числе которых можно упомянуть:

. В самом общем виде можно считать, что конкуренцию порождает редкость ресурсов. Поэтому к уже сказанному можно добавить, что следствием редкости экономических ресурсов (ресурсы общества ограничены) является не только проблема выбора в экономике и проблема экономической эффективности, но и конкуренция, как борьба за использование ограниченных ресурсов.

. Если же рассматривать конкуренцию в более узком смысле - как соперничество между участниками рыночного хозяйства, то причиной ее возникновения является полная хозяйственная обособленность каждого субъекта рынка, его экономическая самостоятельность.

. И еще один фактор - полная зависимость хозяйствующих субъектов от рыночной конъюнктуры и противоборство с другими претендентами за наивысший доход. В этом смысле конкуренция представляет собой борьбу частных товаропроизводителей за экономическое выживание и процветание.

неценовая конкуренция рыночная экономика

Таким образом, конкуренция - неотъемлемое и обязательное условие существования любого рынка. Более того, конкуренция представляет собой нормальное состояние рынка и особое значение приобретает с появлением рынка национального, когда товарное производство охватывает всю экономику. Отсюда еще одно определение конкуренции. Конкуренция - элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов хозяйствования в производстве, сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала.

Наличие рыночной конкуренции предполагает:

. Существование на рынке большого количества производителей товаров, самостоятельно принимающих решение, что и в каких количествах производить.

. Большое количество покупателей, предъявляющих спрос на данный товар и независимых в своих решениях.

. Ни один производитель, ни один покупатель никак не участвует в контроле над рыночной ценой.

Эти три условия означают наличие на рынке большого числа участников рыночных сделок. Существование конкуренции требует рассеивания и широкого рассредоточения рыночной власти. Если на каком-то конкретном рынке действует большое число покупателей и продавцов, то ни один покупатель или продавец не может повлиять на рыночную цену, а, следовательно, и на ситуацию на рынке. Дело в том, что ни один отдельный покупатель, ни один отдельный продавец не в состоянии предъявить такой дополнительный спрос или так изменить свое предложение, чтобы заметно повлиять на рыночную цену товара. Сущность конкуренции заключается в том, что на рынке имеется такое большое число продавцов, что каждому из них принадлежит лишь мизерная доля общего объема предложения. Иными словами, доля индивидуального предложения каждого отдельного производителя в рыночном предложении настолько мала, что практически исключена возможность воздействия с его стороны на общее рыночное предложение, а значит, и на цену. Аналогично можно рассуждать относительно спроса на рынке. Если доля индивидуального спроса каждого отдельного покупателя в спросе рыночном невелика, это не позволяет отдельному покупателю влиять на цену. Необходимо подчеркнуть, что большое количество продавцов на рынке предполагает невозможность сговора между ними. Именно это имеют в виду, когда говорят, что конкурентный продавец "отдан на милость рынка". Та же характеристика справедлива и для тех, кто формирует спрос на рынке. Покупатели в условиях конкуренции действуют независимо друг от друга. Таким образом, одиночные покупатели не в состоянии манипулировать рынком, исходя из своих личных интересов.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие материалы ...

Обоснование стратегии развития организации в сфере городского хозяйства в современный период
Я, Бухарова Марина Александровна, студентка 5 курса заочного отделения факультета экономики и управления на предприятии городского хозяйства ЧОУ ВПО Южно-Уральский институт управления и экономики, проходила преддипломную практику в Муниципальном образовании Таловс ...

Экономическая эффективность разработки фторидной технологии переработки монацитового концентрата
Данная работа посвящена оценке экономической эффективности разработанной фторидной технологии переработки монацитового концентрата. Монацитовый концентрат состоит из различных химических веществ, основную часть из которых (более 50%) занимают редкоземельные элем ...

Особенности развития и роль российского газового комплекса на мировом рынке природного газа
В абсолютном выражении мировое энергопотребление с 1965 по 2011 г. выросло более чем в три раза - с 3,8 млрд. до 12,3 млрд. т в нефтяном эквиваленте. При этом следует отметить, что с 1970 по 2000 гг. наблюдалось неуклонное снижение темпов прироста энергопотребления ...

Copyright © 2013 - все права принадлежат - www.regulareconomic.ru