Конкуренция: понятие, сущность, предпосылки

Понятие конкуренции многогранно и многозначно. Его невозможно охватить каким-либо универсальным определением. Термин "конкуренция" происходит от латинского слова concurrere - состязаться. Еще одна его трактовка вытекает из французского courir (бегать), concurrence (совместные бега с соперником). Аналогично итальянское - concurrere. Конкуренция - экономическая состязательность за достижение лучших результатов в какой-либо деятельности. Конкуренция означает борьбу товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования и получение наивысшей прибыли, соперничество за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

Существование конкуренции обусловлено объективными причинами, в числе которых можно упомянуть:

. В самом общем виде можно считать, что конкуренцию порождает редкость ресурсов. Поэтому к уже сказанному можно добавить, что следствием редкости экономических ресурсов (ресурсы общества ограничены) является не только проблема выбора в экономике и проблема экономической эффективности, но и конкуренция, как борьба за использование ограниченных ресурсов.

. Если же рассматривать конкуренцию в более узком смысле - как соперничество между участниками рыночного хозяйства, то причиной ее возникновения является полная хозяйственная обособленность каждого субъекта рынка, его экономическая самостоятельность.

. И еще один фактор - полная зависимость хозяйствующих субъектов от рыночной конъюнктуры и противоборство с другими претендентами за наивысший доход. В этом смысле конкуренция представляет собой борьбу частных товаропроизводителей за экономическое выживание и процветание.

неценовая конкуренция рыночная экономика

Таким образом, конкуренция - неотъемлемое и обязательное условие существования любого рынка. Более того, конкуренция представляет собой нормальное состояние рынка и особое значение приобретает с появлением рынка национального, когда товарное производство охватывает всю экономику. Отсюда еще одно определение конкуренции. Конкуренция - элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов хозяйствования в производстве, сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала.

Наличие рыночной конкуренции предполагает:

. Существование на рынке большого количества производителей товаров, самостоятельно принимающих решение, что и в каких количествах производить.

. Большое количество покупателей, предъявляющих спрос на данный товар и независимых в своих решениях.

. Ни один производитель, ни один покупатель никак не участвует в контроле над рыночной ценой.

Эти три условия означают наличие на рынке большого числа участников рыночных сделок. Существование конкуренции требует рассеивания и широкого рассредоточения рыночной власти. Если на каком-то конкретном рынке действует большое число покупателей и продавцов, то ни один покупатель или продавец не может повлиять на рыночную цену, а, следовательно, и на ситуацию на рынке. Дело в том, что ни один отдельный покупатель, ни один отдельный продавец не в состоянии предъявить такой дополнительный спрос или так изменить свое предложение, чтобы заметно повлиять на рыночную цену товара. Сущность конкуренции заключается в том, что на рынке имеется такое большое число продавцов, что каждому из них принадлежит лишь мизерная доля общего объема предложения. Иными словами, доля индивидуального предложения каждого отдельного производителя в рыночном предложении настолько мала, что практически исключена возможность воздействия с его стороны на общее рыночное предложение, а значит, и на цену. Аналогично можно рассуждать относительно спроса на рынке. Если доля индивидуального спроса каждого отдельного покупателя в спросе рыночном невелика, это не позволяет отдельному покупателю влиять на цену. Необходимо подчеркнуть, что большое количество продавцов на рынке предполагает невозможность сговора между ними. Именно это имеют в виду, когда говорят, что конкурентный продавец "отдан на милость рынка". Та же характеристика справедлива и для тех, кто формирует спрос на рынке. Покупатели в условиях конкуренции действуют независимо друг от друга. Таким образом, одиночные покупатели не в состоянии манипулировать рынком, исходя из своих личных интересов.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие материалы ...

Определение путей повышения конкурентоспособности ОАО Хабаровская производственно-ремонтная компания
Значение стратегического поведения, позволяющего фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Все компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать вниман ...

Национальная экономика цели и результаты развития
Актуальность данной темы отвечает потребностям развития национальной экономики и современного общества. От успешного развития национальной экономики страны напрямую зависит рост благосостояния населения. На основе изучения тенденций развития национальной экономики ...

Определение типа региона (Ямало-Ненецкий АО)
Автономный округ является одним из крупнейших по территории субъектов Российской Федерации. Площадь территории автономного округа - 769,3 тыс. кв. км., что составляет 4,5% территории страны и 52,5% территории Тюменской области. Территория автономного округа расп ...

Copyright © 2013 - все права принадлежат - www.regulareconomic.ru