Формы и виды конкуренции. Совершенная и несовершенная конкуренция
Конкуренция меняет формы проявления. Соперничество осуществляется за возможность быстрее вводить совершенно новые изделия, предоставлять новые услуги, создавать новые рынки, находить в них новые незанятые ниши. В информационную эру на первый план выдвигается преодоление достижений вчерашнего дня, борьба за все новое, передовое. В информационной экономике фирма превращается в открытую систему. Другие фирмы по отношению к ней являются не столько противниками, сколько партнерами по созданию совместных предприятий по производству и реализации товара. Фирмам выгоднее сотрудничать, а не соперничать и, тем более, конфликтовать. Гораздо важнее и результативнее находить пути совместных усилий для достижения поставленных целей. Конкурентная борьба, таким образом, сочетается и сменяется сотрудничеством и кооперированием.
Для осуществления дальнейшего анализа необходимо оценить конкуренцию с точки зрения характера и степени развития рыночного соперничества. С этой позиции выделяют совершенную и несовершенную конкуренцию [2, с.115].
Совершенная конкуренция. Любой рынок совершенной конкуренции характеризуется следующими основными чертами:
. Наличие на рынке значительного количества продавцов и покупателей данного блага.
. Торговля осуществляется стандартизированным продуктом (например, пшеница, кукуруза).
. Отсутствие возможности для одной фирмы влиять на рыночную цену.
. Отсутствие неценовой конкуренции, что связано с однородным характером реализуемой продукции.
. Покупатели хорошо информированы о ценах; если кто-то из производителей повысит цену на свою продукцию, то потеряет покупателей.
. Продавцы не в состоянии вступить в сговор по поводу цен.
. Свободный вход и выход из отрасли.
При нарушении хотя бы одного из этих требований имеет место рынок несовершенной конкуренции. Примеры рынка совершенной конкуренции - некоторые рынки сельскохозяйственной продукции.
Главная особенность рынка совершенной конкуренции - отсутствие контроля над ценами со стороны отдельного производителя, то есть каждая фирма вынуждена ориентироваться на уже существующую на рынке цену. Это означает, что объем производства каждой фирмы столь незначителен в сравнении с выпуском всей отрасли, что изменения в количестве реализуемой продукции отдельной фирмой не оказывают влияния на цену товара. Таким образом, конкурентная фирма будет продавать свой товар по уже существующей на рынке цене.
Другая важнейшая особенность рынка совершенной конкуренции - отсутствие входных барьеров. Следствием этого будет отсутствие экономических прибылей и экономических убытков на данном рынке. Если на конкурентном рынке будут возникать экономические прибыли или убытки, то это приведет, в первом случае, к расширению отрасли за счет входа на рынок новых фирм и снижению цены или, во втором случае, к сужению отрасли и увеличению цены. Ничем не ограниченный вход и выход с рынка, в итоге, обеспечит ситуацию, когда отраслевая цена будет только покрывать издержки на производство товара, и каждая фирма на рынке будет функционировать в точке безубыточности [2, с.118].
Несовершенная конкуренция. Рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции, является рынком несовершенной конкуренции, который, в свою очередь, представлен рынками чистой монополии, рынками монополистической конкуренции, олигополистическими рынками.
Чистая монополия является противоположностью совершенной конкуренции, рынком, на котором функционирует только одна фирма.
В качестве примера чистой монополии обычно рассматриваются предприятия общественного пользования и коммунального хозяйства - предприятия газо-, электро-, водоснабжения и некоторые другие. Эти компании получили название естественных монополий. Естественная монополия - отрасль, в которой отраслевой продукт может быть произведен одной фирмой при более низких затратах, чем если бы его производством занималась не одна, а несколько фирм, то есть когда в отрасли существовала бы конкуренция. Естественным монополиям государство обычно предоставляет исключительные привилегии. При этом правительство сохраняет за собой право регулировать действия таких предприятий, не допуская злоупотребления с их стороны монопольной властью.
К монополиям могут быть отнесены и крупные корпорации, полностью доминирующие в отрасли.
Монополистическая конкуренция - такая рыночная структура, где превалируют черты совершенной конкуренции и имеются отдельные элементы, характерные для чистой монополии. Розничная торговля, производство одежды, обуви и т.п. - все это примеры рынка монополистической конкуренции.
Другие материалы ...
Оплата труда работников организации анализ и пути повышения эффективности (на материалах КУП Горэлектротранспорт)
Одним
из основных направлений повышения эффективности использования персонала
организации является совершенствование системы экономического стимулирования,
важнейшим фактором проявления которой служит оплата труда работников
организации и их социальная защищенност ...
Национальная система стандартизации и ее влияние на развитие инновационных процессов
Стандартизация
- деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного
многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в
сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности
продукции, работ и у ...
Организационно-экономическая характеристика предприятия на примере ООО АльфаСтиль
Преддипломная
практика является важной составной частью подготовки специалистов с высшим
образованием. В ходе данной практики происходит закрепление полученных ранее
знаний, умений и навыков, а также приобретение новых. Финансовое состояние
малого предприятия хара ...