Потребление, сбережения и инвестиции

Полученный обществом национальный доход используется на потребление, сбережения и инвестиции.

Люди не могут существовать не удовлетворяя свои потребности, не потребляя. Чем выше уровень развития общества, тем большее количество товаров и услуг поступает в потребление населения страны, повышая уровень его благосостояния. Статистика свидетельствует, что потребление составляет 2/3 национального дохода.

Потребление - это количество товаров и услуг, которые приобретены и потреблены в течение определенного периода времени.

В стоимостной форме потребление выступает как сумма денег, которая тратится населением на приобретение необходимых благ и услуг, и характеризует реальный платежеспособный спрос. На потребительские расходы приходится от 2/3 до 3/4 ВВП.

Объем потребления зависит от двух групп факторов:

· объективные факторы (уровень дохода, уровень цен, норма процента и т.д.);

· субъективные факторы (психологическая склонность людей к потреблению).

Основным объективным фактором, определяющим уровень потребления, является доход. Субъективная склонность людей к потреблению может быть средней и предельной. Средняя склонность к потреблению выражается отношением потребляемой части национального дохода ко всему национальному доходу

Средняя склонность к потреблению = (7.1)

Средняя склонность к потреблению дает представление о том, какая часть национального дохода была использована на потребление.

Предельная склонность к потреблению выражается отношением изменения в потреблении к тому изменению в доходе, которое его вызвало:

Предельная склонность к потреблению = (7.2)

Предельная склонность к потреблению показывает, какая часть дополнительного дохода уходит на увеличение потребления.

Человек не только потребляет, но и сберегает. Сбережения - это та часть дохода, которая не потребляется:

Сбережения = Доход - Потребление. (7.3)

Сбережения делаются как предприятиями и фирмами, так и населением страны. Предприятия (фирмы) сберегают для расширения производства и увеличения прибыли, население - для обеспечения старости, передачи состояния детям, для накопления средств на покупку недвижимости и предметов длительного пользования. Сбережения выступают с следующих формах: накопление наличных денег, вклады в банки, приобретение ценных бумаг, страховых полисов.

Как и потребление, сбережения зависят от двух групп факторов: объективных и субъективных. Основным объективным фактором является доход, который представляет собой сумму потребления и сбережений. Следовательно, чем больше доход, тем больше возможности для сбережений. Основным субъективным фактором выступает склонность данного человека к сбережениям, то есть желание сберегать.

Склонность к сбережениям бывает средней и предельной. Средняя склонность к сбережениям выражается отношением сберегаемой части национального дохода ко всему национальному доходу:

Средняя склонность к сбережениям = (7.4)

Предельная склонность к сбережениям выражается отношением любого изменения в сбережениях к тому изменению в доходе, которое его вызвало:

Предельная склонность к сбережениям = (7.5)

Если совокупный доход распадается на потребление и сбережения, то прирост потребления плюс прирост сбережений всегда равны приросту дохода. В этих условиях сумма предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережениям равна 1:

МРС + МРS = 1;

MPC = 1 - MPS; (7.6)

MPS = 1 - MPC,

где MPC - предельная склонность к потреблению;- предельная склонность к сбережениям.

Значение сбережений заключается в том, что если они есть, то можно потреблять, не влезая в долги. Такую ситуацию называют эффектом сбережений.

По мере роста дохода предельная склонность к потреблению имеет тенденцию к снижению, а предельная склонность к сбережениям - к росту.

Помимо дохода, на потребление и сбережения могут влиять следующие факторы:

1. Богатство. Чем больше в семье накопленного богатства (недвижимости, имущества и ценных бумаг), тем больше величина потребления и меньше величина сбережений.

2. Уровень цен. Возрастание уровня цен уменьшает потребление, снижение уровня цен его увеличивает.

3. Ожидания. Если ожидается повышение цен и дефицит товаров, то потребление растет, а сбережения падают, так как люди «покупают впрок» во избежание более высоких будущих цен и пустых полок.

Перейти на страницу: 1 2

Другие материалы ...

Экономическая эффективность в дорожной отрасли
Экономика дорожного движения является неотъемлемой частью экономики дорожного хозяйства. Дорожное хозяйство представляет собой один из важнейших элементов Единой транспортной системы России. Без дорожной сети не могут быть реализованы статьи Конституции Российской ...

Экономические кризисы причины, сущность, механизм развития
Как известно, современное общество стремится к постоянному улучшению уровня и условий жизни, которые может обеспечить только устойчивый экономический рост. Однако наблюдения показывают, что долговременный экономический рост не является равномерным, а постоянно прер ...

Определение путей повышения конкурентоспособности ОАО Хабаровская производственно-ремонтная компания
Значение стратегического поведения, позволяющего фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Все компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать вниман ...

Copyright © 2013 - все права принадлежат - www.regulareconomic.ru