Основные научные школы и современные направления развития экономической теории

Экономическая теория прошла длительный исторический путь становления и развития и по праву считается древнейшей из наук. Еще в литературных памятниках древней культуры приводятся различные экономические наблюдения и обобщения.

Один из древнейших литературных источников, содержащих сведения экономического характера - свод законов правителя Древней Вавилонии царя Хаммурапи, создан около 1760 г. до н.э. Он уделяет особое внимание отношениям между рабовладельцами и рабами, частной собственности, дает возможность сделать вывод о весьма значительном развитии и регламентации товарно-денежных отношений в вавилонском царстве.

В трудах древнекитайского мыслителя Конфуция (551-479 гг. до н.э.) отмечалось деление труда на умственный и физический, описывалось их различие, исследовался порядок формирования частной собственности. Кроме того, в IV-III вв. до н.э. в Китае был распространен трактат «Гуаньцзы», в котором повествовалось о торговле, налогах, рыночных отношениях, занятии земледелием и ремеслом, денежном обращении и финансах.

Важнейшими источниками сведений об общественных отношениях и хозяйственной деятельности в Древней Индии являются трактат «Артхашастра» и «Законы Ману». Древнеиндийские «Законы Ману» (VI вв. до н.э.) отмечали существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения в рамках общества, деление его на касты (закрытые общественные группы). В данном источнике выделены особые требования, которым должен соответствовать правитель государства, а также подробно объясняется, что может и что не должна делать каждая из каст.

Автором трактата «Артхашастра» (буквально - «наука о пользе, о практической жизни») считается великий древнеиндийский мыслитель и государственный деятель Каутилья (IV- III III в. до н.э.). Этот трактат представляет собой собрание наставлений по вопросам управления государством, в том числе рекомендации по регулированию торгового обмена. Особое значение имеет то, что Каутилья попытался проанализировать цену товара.

Свое дальнейшее развитие экономическая мысль получила в трудах выдающихся мыслителей Древней Греции Ксенофонта, Платона и Аристотеля. Ксенофонт (430-354 гг. до н.э.) написал работу, посвященную экономическим вопросам - трактат «Экономия». Именно благодаря этому труду Ксенофонта слово «экономия», что в переводе означает «правила управления домашним хозяйством», «домоводство», вошло в научный терминологический оборот. В своем трактате Ксенофонт выступает как сторонник рационального ведения хозяйства. Кроме того, он отмечает, что разделение труда на умственный и физический, а людей на свободных и рабов, является естественным в силу их происхождения. Этот великий мыслитель считал, что любой товар обладает полезными свойствами и способностью обмениваться на другой товар. В его исследованиях хозяйственное устройство общества предполагало деление на отрасли с выделением сельского хозяйства, ремесла и торговли.

Великий древнегреческий философ Платон (428-347 гг. до н.э.) в своем труде «Государство» пришел к выводу о соизмеримости товаров при обмене, развил мысль о разделении и специализации труда, о занятости отдельными профессиями. Он рассматривал торговлю как способ удовлетворения потребностей, анализировал сущность денег.

Крупнейшим представителем экономической мысли античности является Аристотель (384-322 гг. до н.э.), написавший трактаты «Никомахова этика» и «Политика», где были рассмотрены две стороны товара - потребительская (свойство товара использоваться по назначению, для удовлетворения определенных потребностей) и меновая (свойство использоваться для обмена на другие товары, то есть не по назначению). Следовательно, одну и ту же вещь, как отмечал Аристотель, можно использовать двояко, по-разному. Кроме того, в своих трудах он проанализировал процесс обмена и высказал соображения о происхождении и функциях денег.

Таким образом, научная мысль древности знаменовала собой начальные этапы становления экономического знания, поскольку возможности этой эпохи были ограничены. В это время знания об экономических отношениях носили разрозненный характер, не имели самостоятельного значения, представляя собой практические рекомендации по методам организации и ведения хозяйства, и составляли побочный продукт философских, исторических, политических изысканий. В этой связи данный этап следует рассматривать как предысторию экономической науки.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другие материалы ...

Определение роли заготовительного оборота в увеличении прибыли, а изыскание резервов и путей их роста на примере ОСП Коопзаготпром Гомельского райпо
В настоящее время рынок сельскохозяйственной продукции в нашей республике является привлекательным с точки зрения возможностей его расширения за счет спроса и непривлекательным из-за низкой эффективности сельскохозяйственного производства. Этому в значительной сте ...

Организационно-экономическая характеристика предприятия на примере ООО АльфаСтиль
Преддипломная практика является важной составной частью подготовки специалистов с высшим образованием. В ходе данной практики происходит закрепление полученных ранее знаний, умений и навыков, а также приобретение новых. Финансовое состояние малого предприятия хара ...

Организация и планирование лесного хозяйства
В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации устойчивое развитие лесного хозяйства должно базироваться на принципах неистощительного рационального и многоцелевого пользования. Для этого необходим комплексный подход при решении экономических проблем, возни ...

Copyright © 2013 - все права принадлежат - www.regulareconomic.ru