Основные научные школы и современные направления развития экономической теории

В то же время отдельные предприниматели, преследуя свои интересы, направляются «невидимой рукой» (взаимодействием спроса и предложения) для реализации интересов других людей и общества в целом. Государство, по мнению Смита, не должно вмешиваться в экономику, а лишь создавать условия для развития предпринимательства и поддерживать конкуренцию. Основная задача при этом состоит не в приобретении золота, как считали меркантилисты, а в развитии производства за счет разделения труда и его кооперации. Производители должны быть экономически свободными. Погоня за прибылью и свободная торговля оценивались Смитом как деятельность, выгодная всему обществу.

Самой заметной личностью классической школы после А. Смита является Д. Рикардо (1772-1823 гг.). Ему принадлежит авторство в разработке теории сравнительных преимуществ, которая в экономической литературе получила название рикардианской модели. В соответствии с этой теорией Рикардо сделал вывод о том, что одна страна будет специализироваться на производстве определенных товаров и экспортировать их в другую, если производство данных товаров будет стоить ей относительно меньших затрат, чем стране-импортеру. Он был сторонником политики свободной торговли и противником политики протекционизма.

Таким образом, заслуги классической школы экономической мысли состоят в том, что ее представители:

· главным объектом изучения сделали сферу производства, а не обращения;

· раскрыли значение труда как основы и меры ценности всех товаров, как источника богатства нации;

· доказали, что экономика должна регулироваться рыночными отношениями и имеет свои законы, которые объективны, то есть не зависят от вмешательства государства.

Как логическое продолжение учения классической политической экономии в середине XIX в. появился марксизм, основателем которого является великий немецкий ученый К. Маркс (1818-1883 гг.). Марксизм - направление экономической науки, которое выражало интересы рабочего класса. Экономическое учение К. Маркса явилось вершиной классической политэкономии. Оно было основано на немецкой классической философии, английской классической политической экономии и французском утопическом социализме. Во всех своих трудах, главным из которых является «Капитал», Маркс свою основную научную задачу видел в том, чтобы доказать историческую обреченность капитализма образца второй половины XIX вв., основанного на частной собственности на средства производства. Впервые в истории экономической науки капитализм был исследован не фрагментарно, а как единая система законов и категорий, что позволило:

· выявить двойственный характер труда (конкретный и абстрактный);

· вскрыть противоречия товара (между меновой и потребительной его стоимостью). По мнению К. Маркса, с одной стороны, товар обладает потребительной стоимостью, то есть способностью удовлетворять потребности, а с другой - меновой стоимостью, или способностью обмениваться на другой товар;

· развить учение о прибавочной стоимости, согласно которому ее получение достигается путем эксплуатации пролетариата (ибо прибавочная стоимость - это неоплаченный труд рабочих), а ее присвоение капиталистами является постоянным источником увеличения их богатства;

· раскрыть сущность наемного труда и капиталистической эксплуатации;

· разработать теорию воспроизводства и экономических кризисов, а также теорию заработной платы, согласно которой она является ценой рабочей силы и эквивалентна количеству товаров, необходимых для поддержания жизни рабочего и его семьи;

· дать оригинальный анализ эволюции собственности.

Не все идеи К. Маркса подтвердились, но его анализ капитализма и в современных условиях сохраняет высокую научную ценность.

Продолжением теории марксизма применительно к более поздней исторической эпохе является ленинская теория империализма. В.И. Ленин (1870-1924 гг.) показал, что экономическую основу империализма составляют монополии, которыми охвачены все стороны экономической жизни: промышленное производство, банковское дело, международные отношения. Он открыл закон неравномерного экономического и политического развития в эпоху империализма, на основании которого раскрыл причины войн, возникающих в его условиях.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Другие материалы ...

Экономические учения Адама Смита и Давида Рикардо
Классическая школа политической экономии возникла в период зарождения и утверждения капиталистического способа производства. По мере дальнейшего развития развитых странах мира основ рыночных экономических отношений становились всё более очевидным то обстоятельство ...

Экономические показатели АТП
Автомобильный транспорт обеспечивает экономию общественного времени в перевозках грузов и пассажиров, способствует развитию производительных сил общества, расширению межрегиональных связей, а также улучшению культурно-бытового обслуживания населения. В тоже время ...

Организация и направления совершенствования энергосберегающей деятельности на ЧПУП Поставский мебельный центр
Дипломная работа выполнена на актуальную на сегодняшний день тему, поскольку проблемы организации и направления совершенствования энергосберегающей деятельности волнуют руководство любого предприятия. Энергосбережение означает переход к энергоэффективным техно ...

Copyright © 2013 - все права принадлежат - www.regulareconomic.ru