Основные научные школы и современные направления развития экономической теории

После К. Маркса политическая экономия стала развиваться в рамках следующих основных направлений: маржинализма, неоклассического, социально-институционального и кейнсианского (неокейнсианского). Маржинализм (от франц. marginal - предельный) возник во второй половине XIX в., когда в среде экономистов усилилось стремление внедрить в экономическую теорию математические методы исследования. Это объяснялось желанием, во-первых, превратить ее в точную науку, свободную от неопределенных суждений, которые были свойственны политической экономии со времен А. Смита, а во-вторых, сделать ее, в отличие от марксизма, социально нейтральной.

Представители этого направления пытались преодолеть односторонность теории трудовой стоимости, не дававшей анализа роли потребителя (покупателя) в процессе формирования рыночной стоимости и цены товара. Такой поворот от господствовавшей до этого времени в классической и марксистской научных школах «производственной версии» ценообразования был столь значительным, что получил в экономической литературе название маржиналистской революции. Сторонники данного течения экономической мысли, или маржиналисты (У.С. Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас, А. Маршалл, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер), для исследования экономических процессов стали использовать особый инструментарий - изучение так называемых предельных величин: предельной полезности, предельной производительности, предельного дохода, предельного продукта и т.д.

Маржиналисты задачу политической экономии видели в поиске наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования. Чтобы подчеркнуть социальную нейтральность своих исследований, они даже отказались от самого термина «политическая экономия» в пользу термина «экономикс».

Оперируя исключительно предельными величинами, маржиналисты считали, что стоимость товара не зависит от количества затраченного на его производство труда, а определяется полезностью последней имеющейся единицы данного товара (предельной полезностью). На основе теории предельной полезности была создана теория поведения потребителя, исходящая из следующих предпосылок.

Во-первых, потребитель всегда ведет себя рационально и стремится извлечь максимум полезности для себя. Во-вторых, доходы всех потребителей ограничены. Каждый потребитель полезность товара оценивает по-разному, на основании чего формируются потребительские предпочтения. При этом каждая дополнительная единица однотипного товара будет приносить все меньшую пользу потребителю. На основании этого явления маржиналистами был сформулирован закон убывающей предельной полезности.

С маржиналистской революции начался пересмотр предмета экономической теории. Если в центре классической теории стояла задача изучения роста общественного богатства, то в центре маржинализма оказалось как изучение поведения отдельных предприятий или фирм, максимизирующих свою прибыль, так и отдельного потребителя, который в своем экономическом поведении руководствуется только личным интересом: максимизировать доход и минимизировать затраты. Такой подход к экономическим исследованиям получил название микроэкономического.

Оценивая маржинализм в целом, в качестве его достоинств можно отметить то, что он не чурался новых идей, которые оформлялись в соответствующие концепции. Маржиналисты заложили базу для более поздних теорий, которые ныне составляют современную неоклассическую школу, «новый классический экономикс», положенный в основу курса, преподаваемого во всех университетах мира, под названием мейнстрим (от англ. mainstream - основное течение).

В то же время маржиналистский подход имеет существенное негативное качество: он излишне математизирован, переполнен абстрактными рассуждениями, перегружен графиками и формулами. А главное - он не социален, так как отвергнув марксистский, классовый, подход к изучению экономических процессов, неоклассики стремились исследовать «чистую экономику», отвлекаясь от характера общественных отношений, в рамках которых она организована.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Другие материалы ...

Экономическая эффективность экспорта на перерабатывающем предприятии АПК
Стратегия стабильного экономического роста Республики Беларусь в значительной степени связана с развитием экспортного потенциала агропромышленного комплекса Республики Беларусь и всесторонней интеграцией белорусской аграрной экономики в мировую сельскохозяйственн ...

Определение величины вероятной прибыли девелопера
Целью данной работы является определение величины вероятной прибыли предпринимателя (девелопера). Согласно наиболее употребляемому определению экономика понимается как процесс производства экономических благ, осуществляемый в условиях ограниченности всех видов ...

Определение себестоимости летного часа
В современном обществе очень многие потребности человечества не могут быть удовлетворены без помощи транспорта, который используется либо для перевозки грузов к местам их использования, либо к местам потребления товаров или услуг, решая при этом экономическую задачу по ...

Copyright © 2013 - все права принадлежат - www.regulareconomic.ru