Формы международных экономических отношений

Таким образом, цель вывоза капитала состоит в том, чтобы получить в другой стране более высокую норму прибыли за счет преимуществ, связанных с его использованием здесь по сравнению с национальными условиями хозяйствования. Существует две формы вывоза капитала: предпринимательский и ссудный.

Предпринимательский капитал вывозится либо для создания собственного производства за границей в виде прямых инвестиций, либо для вложения денег в местные компании в виде портфельных инвестиций. Прямые инвестиции фактически обеспечивают полный контроль над объектами зарубежных капиталовложений. Возникающие вновь или приобретаемые готовые предприятия становятся филиалами расположенной в другой стране основной фирмы, которая образует центр международного производственного объединения. Портфельные инвестиции заключаются в приобретении акций иностранных предприятий в размерах, не обеспечивающих права собственности или контроля над ними. На такие капиталовложения идут, когда стремятся разместить свои средства в разных отраслях экономики или когда законодательство принимающей страны препятствует прямым инвестициям.

Ссудный капитал вывозится в виде займов, или кредитов, приносящих ссудный процент.

Последствия вывоза капитала для страны, ввозящей капитал, неоднозначны. С одной стороны, он способствует развитию экономики данной страны. С другой стороны, иностранный капитал поддерживает выгодное для себя, одностороннее, в основном, сырьевое, развитие национальной экономики страны, куда капитал ввозится.

На базе вывоза капитала и создания предприятий в других странах происходит интернационализация и транснационализация капитала, создание транснациональных корпораций (ТНК).

ТНК - это предприятие, которое:

1. Располагает дочерними компаниями в двух или нескольких странах.

2. Имеет такую систему принятия решений, которая позволяет осуществлять экономическую политику из одного или нескольких центров.

3. Обеспечивает такую связь дочерних компаний, что каждая из них оказывает влияние на деятельность других.

ТНК заметно изменяют структуру всей мировой торговли, в значительной степени подчиняя ее своим интересам, потому что они являются:

· техническими лидерами мирового производства;

· активными конкурентами в области доступа к иностранным природным ресурсам;

· наиболее мобильными предпринимателями в борьбе за новые, в том числе иностранные, рынки сбыта.

В мировой экономике насчитывается около 40 тыс. ТНК, обладающих неограниченной экономической властью. Среди них можно назвать следующие: американские корпорации «ЭКСОН» (нефтепереработка), «IВМ» (компьютерная техника), «БОИНГ» (самолетостроение) и «ДЖЕНЕРАЛ МОТОРЗ» (автомобилестроение), англо-голландскую корпорацию «РОЙЯЛ-ДАТЧ-ШЕЛЛ» (нефтепереработка), японскую «ХИТАЧИ» (электроника). ТНК контролируют около 50% мирового промышленного производства; 90% мирового рынка пшеницы, кукурузы, лесоматериалов, табака; 85% рынка меди и бокситов. Они владеют 80% всех мировых патентов и лицензий.

Для современного вывоза капитала свойственны особенности, которые заключаются:

1. В росте масштабов экспорта производительного капитала с прямыми инвестициями в сферу новейших технологий.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Другие материалы ...

Особенности организации многопредметной непрерывно-поточной линии
Промышленное производство характеризуется значительным разнообразием форм организации потоков, в которых реализованы основные условия поточной организации производства. Решающее влияние на формы организации потоков оказывают специализация предприятия, его мощн ...

Оплата труда работников организации анализ и пути повышения эффективности (на материалах КУП Горэлектротранспорт)
Одним из основных направлений повышения эффективности использования персонала организации является совершенствование системы экономического стимулирования, важнейшим фактором проявления которой служит оплата труда работников организации и их социальная защищенност ...

Экономические показатели АТП
Автомобильный транспорт обеспечивает экономию общественного времени в перевозках грузов и пассажиров, способствует развитию производительных сил общества, расширению межрегиональных связей, а также улучшению культурно-бытового обслуживания населения. В тоже время ...

Copyright © 2013 - все права принадлежат - www.regulareconomic.ru