Оценка результатов и эффективности реформирования неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий

По состоянию на 1 января 2004 года в Гомельской области насчитывалось 250 убыточных (неплатежеспособных) предприятий, или 67 % от общей численности. В целом по республике количество убыточных предприятий составляло 1514, или 68 % общей численности субъектов хозяйствования.

В сложившихся условиях потребовались решительные меры со стороны государства, направленные на финансовое оздоровление предприятий и изменение условий их дальнейшего функционирования и развития. Проведение процедуры банкротства одномоментного масштабного банкротства предприятий из-за сложности практического механизма его реализации применительно к сельскому хозяйству было нецелесообразным. Увеличение бюджетной помощи убыточным предприятиям без их реструктуризации привело бы к нерациональному использованию государственных средств. В этой связи в соответствии с Указами Президента Республики Беларусь от 19 марта 2004 г. № 138 «О некоторых мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций и привлечению инвестиций в сельскохозяйственное производство» и от 14 июня 2004 г. № 280 «О порядке и условиях продажи юридическим лицам предприятий как имущественных комплексов убыточных сельскохозяйственных организаций» было принято решение о привлечении к процессу финансового оздоровления инвесторов, способных наряду с технологической и технической модернизацией производства обеспечить не только эффективный менеджмент, но и рост экономической эффективности производства.

Основная сущность принятых решений состоит в том, что сельскохозяйственным предприятиям, имеющим задолженность по состоянию на 1 января 2004 года по уплате налогов и других обязательных платежей в республиканские и местные бюджеты за потребленный газ, электроэнергию, тепловую энергию, предоставлена отсрочка погашения задолженности до 1 января 2009 года с последующим погашением в течение пяти лет равными долями ежемесячно.

Кроме этого, инвесторам, приобретшим имущественные комплексы убыточных предприятий в собственность дополнительно предоставлена отсрочка на пять лет исполнения обязательств убыточных предприятий:

по возврату в государственный материальный резерв дизельного топлива и автомобильного бензина;

отсрочка на три года исполнения обязательств по возврату кредитов банка;

по выполненным работам, оказанным услугам.

Серьезные изменения произошли в реструктуризации финансового лизинга сельскохозяйственной техники. Организациям, в том числе инвесторам, приобретшим сельскохозяйственную технику в период с 1 января 1996 года по 31 декабря 2004 года на условиях лизинга, цена техники при передаче арендатору и постановке на учет уменьшена на 50 %. При этом арендаторам предоставлена до 1 января 2012 года отсрочка уплаты цены без начисления и уплаты процентов и с 1 января 2012 года по 31 декабря 2016 года рассрочка уплаты этой цены ежемесячно равными долями.

Наряду с этим предусмотрено, что организации-инвесторы в течение трех лет, начиная с 2005 года, могут ежегодно приобретать технику, оборудование и запасные части к ним на сумму 150 тысяч евро с уменьшением общего размера сборов в Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки. Инвесторам представлен льготный механизм приобретения в собственность имущественных комплексов убыточных организаций по договорам купли-продажи. В частности, цена прямой продажи установлена в размере 20 % стоимости чистых активов с рассрочкой платежей в течение трех лет без индексации. При стоимости активов, равной нулю или имеющей отрицательное значение, цена продажи устанавливалась в размере одной базовой величины. Обязательным условием продажи предприятия являются:

погашение задолженности по окончании срока отсрочки в течении пяти лет равными долями;

сохранение рабочих мест на период отсрочки;

обеспечение деятельности по производству сельскохозяйственной продукции.

Комплекс организационно-экономических мер по улучшению финансового состояния убыточных предприятий и привлечению инвестиций, проведенных в ходе практической реализации Указов Президента Республики Беларусь от 19 марта 2004 г. № 138 и от 14 июня 2004 г. № 280 позволили за 2004-2005 годы в области реорганизовать 74 убыточных сельскохозяйственных предприятий, или 30 % от общей численности убыточных.

Организациям-инвесторам, приобретшим права и обязанности убыточных сельскохозяйственных предприятий в соответствии с вышеназванными Указами, была предоставлена отсрочки задолженностей на общую сумму 33,65 млрд. рублей.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие материалы ...

Организация и планирование деятельности на деревообрабатывающих предприятиях
Планирование на предприятии является важнейшей дисциплиной, цель которой состоит в формировании необходимых профессиональных знаний и расчетно-аналитических умений выбирать оптимальные варианты планов развития предприятий. Планирование тесно связано с экономикой и ...

Экономические агенты как участники экономических процессов
экономический агент некоммерческий Тема актуальна тем, что экономическая (хозяйственная) деятельность есть не что иное, как постоянная работа по оценке, сравнению, отбору альтернативных вариантов использования экономических ресурсов. В хозяйственной деятельности уча ...

Организация и технико-экономическое обоснование производства системы АСУ-ГХ (на примере ОАО КНИИТМУ)
Использование космических технологий спутникового позиционирования ГЛОНАСС и GPS является наиболее эффективным и перспективным направлением в создании систем мониторинга и управления транспортом на предприятиях различных отраслей. Система ГЛОНАСС представляет собой ...

Copyright © 2013 - все права принадлежат - www.regulareconomic.ru