Теория модернизации

Собственно теория модернизации возникла в 50-е − начале 60-х гг. в США и Великобритании и была предназначена для «внешнего употребления»: для стран «третьего мира», в том числе тех, кто активно освобождался от колониальной зависимости. Основной идеей классической теории модернизации была идея неизбежного перехода от «аграрного» общества к обществу «индустриальному». Этот переход в страны «третьего мира» несли страны «первого мира», которые уже в силу одного этого факта выступали в качестве «прогрессоров», «культуртрегеров» и «благодетелей».

Классическая теория модернизации описывала «аграрное общество» с позиций откровенно европоцентристских, расистских и оскорбительно ксенофобских. Аграрным обществам были присущи следующие черты: доиндустриальная (аграрная) экономика; неспособность к социальному, технологическому и культурному развитию; зависимость организации социальной жизни общества от религиозных и мифологических представлений; циклический, а не поступательный характер исторического существования; авторитарный (тоталитарный) характер власти; преобладании традиции над новаторством; коллективистский характер общества и подавление в нем личностного начала; преобладание в обществе людей с пассивным, недеятельным, безразличным, апатичным типом личности; ориентация не на материальные и инструментальные, а на религиозные или метафизические ценности; отсутствие способности к экономическому производству не ради удовлетворения насущных потребностей, а ради реализации возможности развития в будущем. Индустриальное общество описывалось, напротив, исключительно в розовых тонах: это общество высокотехнологичной экономики; постоянно интенсивно обновляющееся и усложняющееся в социальном, экономическом и культурном отношениях; светское и рациональное по своему социальному характеру; находящееся в поступательном развитии; с институтами власти, основанными на представительной демократии и идеологии либерализма; с преобладанием инноваций над традицией; общество индивидуализма, уничтожившее (или подавившее) коллективизм; состоящее из активных, экономически деятельных личностей с развивающе-присваивающим типом мышления; ориентированное на получение материальных благ и инструментальных ценностей; способное производить не только ради удовлетворения насущных потребностей, но и ради возможностей технологического развития в будущем [5, с. 87-89].

В середине 70-х гг. теория модернизации развалилась под сокрушительным натиском явного несоответствия ее с практикой экономического развития за пределами стран «первого мира». В первую очередь стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии, осуществивших экономический прорыв в условиях военных диктатур или авторитарного правления и на основе традиций, включая «метафизическое» конфуцианство, а не в разрыве с ними. С одной стороны, и теоретических ударов со стороны концепций «зависимого развития», «структурной зависимости», «технологической зависимости» и «периферийного капитализма» - с другой. Эти концепции, близкие друг к другу, были разработаны в 60-е гг. независимо друг от друга, преимущественно латиноамериканскими исследователями А. Гундером Франком, Т. Дус Сантусом, Р. Ставенхагеном, О. Фальс Борда, Э. Торресом Ривасом, М. Капланом, Э. Кардозу и др Все они на огромном материале - описывали функционирование реальной капиталистической экономики, как квазиимперской экономической системы, состоящей из двух или трех сегментов: метрополии - стран «первого мира» - и периферии - стран «третьего мира». Специфика существования периферии и полупериферии заключалась в зависимости от метрополии, которая навязывала им невыгодные варианты технологического развития, консервировала экономическую и социальную отсталость и дифференциацию, препятствовала освоению и внедрению наиболее передовых технологий, обрекала на роль сырьевого и технологического придатка, стимулировала наиболее реакционные формы политической жизни. Теоретики концепций круга периферийного капитализма достаточно убедительно, опираясь на конкретные исследования в своих странах, показали тупиковость периферийного капитализма, невозможность «догоняющего развития» (иными словами, модернизации). А также то, например, что правящие классы в странах «зависимого», периферийного капитализма, неизбежно становятся тотально криминализованы и паразитичны или что сам факт периферийности маргинализирует общество стран периферии, включая и рабочий класс этих стран [7, с. 263 ].

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другие материалы ...

Экономические учения Адама Смита и Давида Рикардо
Классическая школа политической экономии возникла в период зарождения и утверждения капиталистического способа производства. По мере дальнейшего развития развитых странах мира основ рыночных экономических отношений становились всё более очевидным то обстоятельство ...

Организация коммерческой деятельности магазина Мир Золота
В курсовой работе предполагается ознакомиться с организацией коммерческой деятельности на одной из фирм города Ижевска. В качестве объекта изучения были выбраны магазины розничной торговли ювелирными украшениями «Мир золота». Целью работы является анализ коммерчес ...

Неокейнсианство. Программы антициклического регулирования экономики
По мнению Александра Пятигорского, «знать современность или то, что мы называем «настоящее», ─ невозможно, но его можно понимать. Однако для понимания современности необходимо знать историю». «История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, ...

Copyright © 2013 - все права принадлежат - www.regulareconomic.ru