Развитие национальной экономики на современном этапе

Среднегодовая численность занятых в экономике в 2011 году составила 4655 тыс. человек, что на 4% больше, чем в 2000 году [11, с. 149].

Важнейшими задачами по повышению эффективного использования производственного потенциала должны стать: 1) ускорение процесса обновления основных промышленно-производственных фондов; 2) разработка и внедрение эффективных механизмов привлечения инвестиций в; 3) концентрация ресурсов на приоритетных направлениях; 4) разработка и реализация инвестиционных проектов, ориентированных на создание и выпуск конкурентоспособной на продукции; 5) проведение сертификации продукции и производства; 6) снижение налоговой нагрузки предприятий и принятие других мер [19, с. 21].

Роль и значение внешнеэкономического потенциала для развития национальной экономики определяются совокупностью факторов и условий. Для Беларуси это, прежде всего:

- выгодное экономико-географическое положение;

- развитые система транспортных коммуникаций и производственная инфраструктура в целом;

многоотраслевой промышленный комплекс;

научный и инновационный потенциалы;

достаточно мощная строительная база;

значительные лесные и водные ресурсы, наличие важных полезных ископаемых (калийные и каменные соли, сырье для производства строительных материалов и др.);

высокий общеобразовательный уровень населения и сложившаяся система подготовки специалистов;

многовекторные внешнеэкономические связи, способствующие расширению внешних рынков.

Республика имеет благоприятное экономико-географическое положение, находясь в центре Европы на перекрестке важнейших торгово-коммуникационных систем. Трансъевропейские и международные транспортные магистрали дополняются национальными и региональными транспортными коммуникациями.

Ведущую роль в реализации внешнеэкономического потенциала страны имеет железнодорожный транспорт: двухпутная электрифицированная железнодорожная линия Брест − Минск − граница России протяженностью 615 км. Она обеспечивает движение грузовых поездов со скоростью до 100 км/ч и пассажирских − до 160 км/ч.

Все возрастающую роль, как в экспорте продукции, так и на европейском рынке транспортных услуг играет автомобильный транспорт. По территории республики проложены два трансъевропейских транспортных коридора, определенных по международной классификации под номером II (Запад - Восток) и под номером IX (Север - Юг) с ответвлением IX В.

Особое значение во внешнеэкономической деятельности имеет трубопроводный транспорт, включающий газо- и нефтепроводы с ответвлениями, которые связывают Беларусь с Россией, Украиной, Литвой и Польшей, западноевропейскими государствами.

Национальная компания «Белавиа» с 1997 г. является членом Международной ассоциации авиаперевозчиков IATA. Она осуществляет почти 90% всех пассажирских перевозок. Компания «Трансавиаэкспорт» специализируется на перевозках грузов в страны Европы, Южной Америки, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.

Основу внешнеэкономического потенциала Беларуси составляет продукция отраслей промышленности, которая занимает наибольший удельный вес в экспорте товаров. В первую очередь - это продукция нефтеперерабатывающей, химической и нефтехимической промышленности, машины, оборудование и транспортные средства.

Республика Беларусь экспортирует свыше 90% производимых в стране калийных удобрений, нефтепродуктов, металлообрабатывающих станков, газовых плит, велосипедов и тракторов. Созданные на базе Старобинского месторождения калийных солей четыре рудоуправления ПО «Беларуськалий» в Солигорске могут обеспечивать 14% мирового производства калийных удобрений. Потребителями продукции являются более 50 государств мира [2, с. 127-132].

В 2011 году зарегистрированы экспортно-импортные операции с 202 странами мира, белорусские товары продавались на рынках 156 стран, в республику ввозились товары из 188 стран мира. Осваивались новые внешние рынки сбыта, среди них: Бахрейн, Барбадос, Боливия, Бруней, Камбоджа, Бенин, Доминиканская республика, Сальвадор, Уругвай. Доминирующее положение в географической структуре внешней торговли занимают страны Таможенного союза, доля которых составляет 35,5% в экспорте и 54,8% в импорте.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другие материалы ...

Особенности управления затратами промышленных предприятий
О предприятии Волжский абразивный завод занимает одно из ведущих мест по производству шлифматериалов и абразивного инструмента. Это крупнейшее предприятие отрасли по производству куска карбида кремния черного, зеленого и электротехнического, выпуску шл ...

Экономические кризисы причины, сущность, механизм развития
Как известно, современное общество стремится к постоянному улучшению уровня и условий жизни, которые может обеспечить только устойчивый экономический рост. Однако наблюдения показывают, что долговременный экономический рост не является равномерным, а постоянно прер ...

Организация и планирование производства
Курсовой проект по организации производства является составной частью экономической подготовки студентов машиностроительных специальностей и имеет цель: помочь студентам закрепить полученные знания по изучаемому курсу и, в частности, в области расчета технико-экон ...

Copyright © 2013 - все права принадлежат - www.regulareconomic.ru