Развитие национальной экономики на современном этапе

Среднегодовая численность занятых в экономике в 2011 году составила 4655 тыс. человек, что на 4% больше, чем в 2000 году [11, с. 149].

Важнейшими задачами по повышению эффективного использования производственного потенциала должны стать: 1) ускорение процесса обновления основных промышленно-производственных фондов; 2) разработка и внедрение эффективных механизмов привлечения инвестиций в; 3) концентрация ресурсов на приоритетных направлениях; 4) разработка и реализация инвестиционных проектов, ориентированных на создание и выпуск конкурентоспособной на продукции; 5) проведение сертификации продукции и производства; 6) снижение налоговой нагрузки предприятий и принятие других мер [19, с. 21].

Роль и значение внешнеэкономического потенциала для развития национальной экономики определяются совокупностью факторов и условий. Для Беларуси это, прежде всего:

- выгодное экономико-географическое положение;

- развитые система транспортных коммуникаций и производственная инфраструктура в целом;

многоотраслевой промышленный комплекс;

научный и инновационный потенциалы;

достаточно мощная строительная база;

значительные лесные и водные ресурсы, наличие важных полезных ископаемых (калийные и каменные соли, сырье для производства строительных материалов и др.);

высокий общеобразовательный уровень населения и сложившаяся система подготовки специалистов;

многовекторные внешнеэкономические связи, способствующие расширению внешних рынков.

Республика имеет благоприятное экономико-географическое положение, находясь в центре Европы на перекрестке важнейших торгово-коммуникационных систем. Трансъевропейские и международные транспортные магистрали дополняются национальными и региональными транспортными коммуникациями.

Ведущую роль в реализации внешнеэкономического потенциала страны имеет железнодорожный транспорт: двухпутная электрифицированная железнодорожная линия Брест − Минск − граница России протяженностью 615 км. Она обеспечивает движение грузовых поездов со скоростью до 100 км/ч и пассажирских − до 160 км/ч.

Все возрастающую роль, как в экспорте продукции, так и на европейском рынке транспортных услуг играет автомобильный транспорт. По территории республики проложены два трансъевропейских транспортных коридора, определенных по международной классификации под номером II (Запад - Восток) и под номером IX (Север - Юг) с ответвлением IX В.

Особое значение во внешнеэкономической деятельности имеет трубопроводный транспорт, включающий газо- и нефтепроводы с ответвлениями, которые связывают Беларусь с Россией, Украиной, Литвой и Польшей, западноевропейскими государствами.

Национальная компания «Белавиа» с 1997 г. является членом Международной ассоциации авиаперевозчиков IATA. Она осуществляет почти 90% всех пассажирских перевозок. Компания «Трансавиаэкспорт» специализируется на перевозках грузов в страны Европы, Южной Америки, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.

Основу внешнеэкономического потенциала Беларуси составляет продукция отраслей промышленности, которая занимает наибольший удельный вес в экспорте товаров. В первую очередь - это продукция нефтеперерабатывающей, химической и нефтехимической промышленности, машины, оборудование и транспортные средства.

Республика Беларусь экспортирует свыше 90% производимых в стране калийных удобрений, нефтепродуктов, металлообрабатывающих станков, газовых плит, велосипедов и тракторов. Созданные на базе Старобинского месторождения калийных солей четыре рудоуправления ПО «Беларуськалий» в Солигорске могут обеспечивать 14% мирового производства калийных удобрений. Потребителями продукции являются более 50 государств мира [2, с. 127-132].

В 2011 году зарегистрированы экспортно-импортные операции с 202 странами мира, белорусские товары продавались на рынках 156 стран, в республику ввозились товары из 188 стран мира. Осваивались новые внешние рынки сбыта, среди них: Бахрейн, Барбадос, Боливия, Бруней, Камбоджа, Бенин, Доминиканская республика, Сальвадор, Уругвай. Доминирующее положение в географической структуре внешней торговли занимают страны Таможенного союза, доля которых составляет 35,5% в экспорте и 54,8% в импорте.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другие материалы ...

Национальная экономика основные результаты функционирования и их измерение
национальная экономика сбалансированность модернизация Одной из важнейших долгосрочных целей экономической политики правительства любой страны, является стимулирование экономического роста, поддержание его на стабильном и оптимальном уровне. Для этого необходимо им ...

Организация коммерческой деятельности магазина Мир Золота
В курсовой работе предполагается ознакомиться с организацией коммерческой деятельности на одной из фирм города Ижевска. В качестве объекта изучения были выбраны магазины розничной торговли ювелирными украшениями «Мир золота». Целью работы является анализ коммерчес ...

Экономическая эффективность в дорожной отрасли
Экономика дорожного движения является неотъемлемой частью экономики дорожного хозяйства. Дорожное хозяйство представляет собой один из важнейших элементов Единой транспортной системы России. Без дорожной сети не могут быть реализованы статьи Конституции Российской ...

Copyright © 2013 - все права принадлежат - www.regulareconomic.ru