Понятие конкурентоспособность
Конкуренция является наиболее эффективным методом взаимной координации индивидуальных действий субъектов рынка без централизованного вмешательства в их деятельность. Ф.А. Хайек утверждает, что один из главных доводов в пользу конкуренции заключается в том, что она позволяет обойтись без сознательного общественного контроля и дает человеку возможность самому решать, оправдывает ли потенциальная прибыльность того или иного предприятия связанные с ним неудобства и риск. Тем не менее, это вовсе не означает, что в условиях свободного рынка не должно предприниматься никаких воздействий на процессы конкуренции со стороны государства. Создаются пакеты законодательных актов, регулирующих эти процессы с целью недопущения недобросовестной конкуренции, а также подавления ее отдельными монополиями или их объединениями.
Конкуренция - это процесс управления хозяйствующим субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в условиях рынка.
Конкурентное преимущество - обладающая системой эксклюзивная ценность, дающая ей превосходство перед конкурентами. Факторы конкурентного преимущества могут быть: материальными или виртуальными; внешними и внутренними; базисными или второстепенными; стратегическими или тактическими; техническими, экономическими, организационными, психологическими, природно-климатическими и т.п.; наследственными или искусственными (приобретенными); реализуемыми на одной стадии жизненного цикла объекта или на нескольких и т.д.
Конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке. Система обеспечения конкурентоспособности - система ориентированная на достижение конкурентоспособности управляемого объекта, базируемая на экономических законах функционирования рыночных отношений, законах организации, научных подходах, принципах и методах управления. Главным из них является системный подход.
Системный подход - методология исследования объектов как систем. Система состоит из двух составляющих: 1) внешнее окружение, включающее в себя вход, выход системы, связь с внешней средой, обратную связь; 2) внутренняя структура - совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект, переработку входа в выход и достижения целей системы.
Оценка уровня конкурентоспособности различных объектов: в конкурентоспособности фокусируются все показатели качества и ресурсоемкости работы по всем стадиям жизненного цикла объектов. Конечной целью системы обеспечения конкурентоспособности страны является достижение высокого уровня благосостояния населения. В системе обеспечение конкурентоспособности особое внимание уделено стратегическому маркетингу как началу всего, первой функции управления.
Конкуренция выступает основной движущей силой товарного хозяйства, а сам товар становится орудием конкурентной борьбы, ее видимой причиной и неизбежным следствием. Успех в этой борьбе обеспечивает товар, который принято называть конкурентоспособным. Именно он должен стать целью работы экспортера, его главной заботой и стимулом. Конкурентоспособный товар одновременно должен быть объектом особого внимания государства, центральным звеном внешнеэкономической стратегии, ее материальной основой и наглядным критерием эффективности.
Другие материалы ...
Национальная экономика цели и результаты развития
Актуальность данной темы отвечает потребностям
развития национальной экономики и современного общества. От успешного развития
национальной экономики страны напрямую зависит рост благосостояния населения.
На основе изучения тенденций развития национальной экономики ...
Основы экономической теории
Цель раздела - ознакомить с основными вехами развития экономической
науки, ключевыми понятиями, которыми оперирует экономическая теория -
категориями и законами, отражающими реальные процессы, происходящие в
хозяйственной деятельности людей, что позволит лучше разб ...
Организация материально-технического обеспечения предприятия
Для того чтобы обеспечить предприятие (объединение) необходимыми ему
материалами в соответствии с выявленной потребностью, организуется
материально-техническое снабжение предприятия. Его задача заключается в
определении потребности предприятия в материалах и технич ...