Виды инфляции

Существует несколько видов инфляции. Прежде всего, те, которые выделяют с позиции темпа роста цен. В теории и практике различают несколько «уровней» инфляции.

. Ползучая (умеренная) инфляция, для которой характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10 % или несколько больше процентов в год. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой, и она не представляется чем-то необычным. Средний уровень инфляции по странам Европейского сообщества составил за последние годы около 3-3,5 %.

Многие современные экономисты считают такую инфляцию необходимой для эффективного экономического развития. Такая инфляция позволяет эффективно корректировать цены применительно к изменяющимся условиям производства и спроса.

. Галопирующая инфляция (рост цен на 20- 2000 % в год). Такие высокие темпы в 80-х гг. наблюдались, к примеру, во многих странах Латинской Америки, некоторых странах Южной Азии.

. Гиперинфляция - цены растут астрономически, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия (МВФ за гиперинфляцию сейчас принимает 50 процентный рост цен в месяц).

Все эти виды инфляции существуют только при открытом ее состоянии, т. е. при относительно свободном рынке. При подавленной же инфляции рост цен на товары и услуги может и не наблюдаться, а обесценивание денег может выражаться в дефиците предложения. Прежде всего, это выражается в нехватке необходимых товаров и услуг.

Дефицит же, в свою очередь, приводит к изменению психологии потребителей и производителей.

Первые создают ажиотажный спрос, а вторые, наоборот, придерживают товары как в надежде на очередное разрешение поднятия уровня цен, так и с целью продажи их на черном рынке.

С точки зрения роста цен по различным товарным группам, т. е. по степени сбалансированности их роста:

· сбалансированная инфляция;

· несбалансированная инфляция.

При сбалансированной инфляции цены различных товаров неизменны относительно друг друга, а при несбалансированной - цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.

Несбалансированность инфляции - большая беда для экономики. Но еще страшнее, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы - лидеры роста цен останутся лидерами и завтра. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования. Промышленность развиваться в таких условиях не может. Возможны лишь короткие спекулятивно-посреднические операции, удобренные стихийными, несбалансированными скачками относительных цен.

Также инфляция может быть ожидаемая и неожидаемая.

Ожидаемая инфляция может предсказываться и прогнозироваться заранее с достаточной степенью надежности, она зачастую может являться прямым результатом действий правительства.

Неожидаемая инфляция характеризуется внезапным скачком цен, что негативно сказывается на системе налогообложения и денежного обращения.

В зависимости от объекта исследования различают национальную, региональную и мировую инфляции. В масштабе отдельной страны объектом анализа является динамика оптовых, розничных и потребительских цен, дефлятор ВНП. Аналогичные показатели анализируются на уровне объединения стран (например, ЕС) и мирового хозяйства в целом.

Инфляционные шоки могут возникать как внутри самой хозяйственной системы, так и вне нее. В зависимости от характера инфляционных импульсов по отношению к системе различают импортируемую и экспортируемую инфляцию. В случае поддержания в стране твердого валютного курса любое повышение цен на импортные товары будет импортировать инфляцию в страну. Значение этого фактора в развитии инфляционного процесса в стране зависит от доли внешней торговли в общем объеме ВНП. Чем она выше, тем больше эффект «импорта» инфляции. Экспорт инфляции легче осуществлять странам, чья валюта используется в качестве резервной или чьи товары, не являющиеся субститутами, занимают значительный удельный вес и импорте других стран.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие материалы ...

Организация коммерческой деятельности на предприятии
Коммерческая деятельность является одним из важнейших факторов обеспечения эффективного функционирования экономической системы в рыночных условиях хозяйствования. Организация коммерческой деятельности в современных условиях строится на основе принципа полного р ...

Организационно-правовая форма предприятия ОАО Читаэнерго
Производственная практика - комплексное изучение хозяйственного объекта как системы, независимо от конкретных особенностей этого объекта. Данная практика направлена на закрепление, расширение и углубление знаний. Целью практики является ознакомление с организацио ...

Общая характеристика ОАО Советская звезда
ниточный комбинат маркетинговый производственный Преддипломная практика является одной из неотъемлемых частей подготовки квалифицированных специалистов всех специальностей. Во время прохождения практики происходит закрепление и конкретизация результатов теоретическо ...

Copyright © 2013 - все права принадлежат - www.regulareconomic.ru