Конкуренция как закономерность рыночной экономики

3. Чистая монополия - это конкуренция, существующая на рынке в том случае, если на нем действует только один продавец, у которого нет конкурентов. Ее особенность в том, что продавец может изменять цену в очень широких пределах, а максимально высокая цена ограничивается только возможностями потребителей оплатить покупку. Если на рынке существует только один покупатель, такое явление называется монопсонией (от греч. «один покупаю»).

Обобщающая характеристика совершенной и несовершенной конкуренции приведена в табл. 4.1.

Таблица 4.1

Характерные черты совершенной и несовершенной конкуренции

Характеристика

Чистая (совершенная) конкуренция

Несовершенная конкуренция

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Чистая монополия

Число фирм

множество

много

несколько

одна

Тип продукта

стандартизированный

дифференцированный

стандартизированный или дифференцированный

уникальный, нет близких заменителей

Контроль над ценой

отсутствует

некоторый, но в довольно узких рамках

ограниченный взаимной зависимостью или существенный при тайном сговоре

значительный, сопровождаемый диктатом цен

Условия вступления в отрасль

очень легкие, препятствия отсутствуют

сравнительно легкие

трудные

проникновение в отрасль блокировано

Неценовая конкуренция

отсутствует

присутствует и для нее характерны значительный упор на рекламу, торговые знаки и т.д.

очень типична, особенно при дифференциации продукта

имеет место и осуществляется, главным образом, через рекламу и связи фирмы с общественными организациями

Примеры

сельское хозяйство

рыночная торговля, производство одежды, обуви

производство автомобилей, бытовых электроприборов и т.д.

местные предприятия коммунального хозяйства, электроэнергетики

Естественная монополия возникает в отраслях, где в силу их особой организации производства (по сетевому принципу) затруднительно развивать конкуренцию. Искусственная монополия - это объединение, создаваемое ради получения монополистических выгод. Она преднамеренно изменяет структуру рынка в своих интересах: создает барьеры для появления на рынке новых соперников (захватывает источники сырья и энергоносителей, через зависимые банки ограничивает или препятствует выдаче конкурентам кредитов), формирует очень высокий по сравнению с конкурентами уровень технологии производства, теснит конкурентов хорошо организованной рекламой.

Искусственная монополия выступает в следующих формах (табл. 4.2).

Таблица 4.2 Основные формы монополистических союзов

Формы союзов

Происхождение их названия

Главные пункты соглашений

Картель

от итал. carta - документ

• о разделе рывков; • о квотах (долях) производства; • об уровнях цен. Не исключает конкуренции между участниками соглашения.

Синдикат

от греч. syndikos -действующий сообща

• о совместном сбыте продукции и закупках сырья; • о квотах (долях) производства и ценах. Не исключает конкуренции между участниками соглашения.

Трест

от англ. trust -доверие

• полное объединение предприятий. Участники соглашения теряют свою производственную и коммерческую самостоятельность, конкуренция между ними невозможна.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие материалы ...

Направления совершенствования коммерческой деятельности с поставщиками ветеринарной продукции на материалах УП Гомельский зооветснаб
Коммерческая деятельность осуществляется путем выполнения коммерческих операций и является важнейшим механизмом управления экономическими отношениями. Они возникают между хозяйствующими субъектами во всех сферах экономики в процессе обмена товарами, услугами, научн ...

Экономическая эффективность комплексной механизации на период весенних полевых работ в условиях СПОК Восход
Сельское хозяйство - наиболее сложная и трудоемкая отрасль, как в агропромышленном комплексе, так и во всем народном хозяйстве. Обусловлено это, прежде всего воздействием на производство почвенно-климатических условий. Несмотря на то, что после перестройки в нашей ...

Особенности товарного производства и денег в обществе
Почти везде в мире, чтобы выжить, человек должен работать, ибо окружающие его вещи в своем естественном состоянии, форме и местонахождении не могут удовлетворить его потребности. Человек преодолевает опасности и неудобства своего и естественного обитания, изменяя ф ...

Copyright © 2013 - все права принадлежат - www.regulareconomic.ru