Конкуренция как закономерность рыночной экономики
3. Чистая монополия - это конкуренция, существующая на рынке в том случае, если на нем действует только один продавец, у которого нет конкурентов. Ее особенность в том, что продавец может изменять цену в очень широких пределах, а максимально высокая цена ограничивается только возможностями потребителей оплатить покупку. Если на рынке существует только один покупатель, такое явление называется монопсонией (от греч. «один покупаю»).
Обобщающая характеристика совершенной и несовершенной конкуренции приведена в табл. 4.1.
Таблица 4.1
Характерные черты совершенной и несовершенной конкуренции
Характеристика |
Чистая (совершенная) конкуренция |
Несовершенная конкуренция | ||
Монополистическая конкуренция |
Олигополия |
Чистая монополия | ||
Число фирм |
множество |
много |
несколько |
одна |
Тип продукта |
стандартизированный |
дифференцированный |
стандартизированный или дифференцированный |
уникальный, нет близких заменителей |
Контроль над ценой |
отсутствует |
некоторый, но в довольно узких рамках |
ограниченный взаимной зависимостью или существенный при тайном сговоре |
значительный, сопровождаемый диктатом цен |
Условия вступления в отрасль |
очень легкие, препятствия отсутствуют |
сравнительно легкие |
трудные |
проникновение в отрасль блокировано |
Неценовая конкуренция |
отсутствует |
присутствует и для нее характерны значительный упор на рекламу, торговые знаки и т.д. |
очень типична, особенно при дифференциации продукта |
имеет место и осуществляется, главным образом, через рекламу и связи фирмы с общественными организациями |
Примеры |
сельское хозяйство |
рыночная торговля, производство одежды, обуви |
производство автомобилей, бытовых электроприборов и т.д. |
местные предприятия коммунального хозяйства, электроэнергетики |
Естественная монополия возникает в отраслях, где в силу их особой организации производства (по сетевому принципу) затруднительно развивать конкуренцию. Искусственная монополия - это объединение, создаваемое ради получения монополистических выгод. Она преднамеренно изменяет структуру рынка в своих интересах: создает барьеры для появления на рынке новых соперников (захватывает источники сырья и энергоносителей, через зависимые банки ограничивает или препятствует выдаче конкурентам кредитов), формирует очень высокий по сравнению с конкурентами уровень технологии производства, теснит конкурентов хорошо организованной рекламой.
Искусственная монополия выступает в следующих формах (табл. 4.2).
Таблица 4.2 Основные формы монополистических союзов
Формы союзов |
Происхождение их названия |
Главные пункты соглашений |
Картель |
от итал. carta - документ |
• о разделе рывков; • о квотах (долях) производства; • об уровнях цен. Не исключает конкуренции между участниками соглашения. |
Синдикат |
от греч. syndikos -действующий сообща |
• о совместном сбыте продукции и закупках сырья; • о квотах (долях) производства и ценах. Не исключает конкуренции между участниками соглашения. |
Трест |
от англ. trust -доверие |
• полное объединение предприятий. Участники соглашения теряют свою производственную и коммерческую самостоятельность, конкуренция между ними невозможна. |
Другие материалы ...
Особенности операций с нежилыми помещениями в Республике Беларусь
Сделки
с недвижимостью в настоящее время являются одной из наиболее востребованных, но
в то же время одной из наиболее сложных областей права. Без должного опыта и
соответствующих знаний в данной области достаточно сложно самостоятельно
ориентироваться
Сделки
...
Организация и технико-экономическое обоснование производства системы АСУ-ГХ (на примере ОАО КНИИТМУ)
Использование космических технологий спутникового
позиционирования ГЛОНАСС и GPS является наиболее эффективным и перспективным
направлением в создании систем мониторинга и управления транспортом на
предприятиях различных отраслей. Система ГЛОНАСС представляет собой ...
Новые подходы к оценке экономической эффективности реальных инвестиций
Инвестиционная деятельность в той или иной
степени присуща любому предприятию. Она представляет собой один из наиболее
важных аспектов функционирования любой коммерческой организации. Причинами,
обусловливающими необходимость инвестиций, являются обновление имеющей ...