Пути выхода из экономического кризиса

Источников восстановления равновесия в бюджете, на денежно-финансовом рынке и в целом в экономике любой страны, попавшей в сходное положение, немного. Все они известны, и все они в той или иной мере могут быть сегодня использованы.

Первый источник - рост доходов государственного бюджета и сокращение его расходов. Резервами роста доходной части бюджета являются:

расширение налогооблагаемой базы;

увеличение таможенных сборов, акцизов и рентных платежей;

приватизация государственной собственности;

продажа земли и др.

Однако главным, центральным звеном в налоговой политике сегодня должно стать экстренное погашение бюджетной задолженности перед промышленностью за уже выполненные госзаказы.

Второй источник - займы внутри страны и за рубежом.

Третий источник восстановления равновесия в денежно-финансовой системе, принудительного обесценения государственных внутренних долговых обязательств и снижения дефицита платежного баланса - девальвация рубля.

Четвертый источник - эмиссия.

В идеале основными средствами выхода из кризиса могли бы стать индексация заработных плат, пенсий и рублевых сберегательных вкладов в полном или хотя бы частичном соответствии с темпами инфляции, а также реальные, а не мнимые гарантии государства по сохранности валютных вкладов. Столь же важное значение имеет минимизация потерь экономических субъектов по всем долговым обязательствам государства - по долгам за уже выполненные госзаказы, задержкам заработных плат и пенсий, государственным ценным бумагам.

Для выхода из экономического кризиса необходимы определенные политические и социально-психологические условия. В современной макроэкономике важную роль приобретает изучение ожиданий людей. Чем больше количество экономических агентов, ожидающих высоких темпов инфляции, тем сильнее обостряется проблема безработицы, и наоборот. Кейнс и другие экономисты подчеркивали, что оптимизм - уверенность в том, что экономика вновь оживится, - необходимое условие усиления склонности к инвестированию. Этому служит также и чувство стабильности, вызванное устойчивостью законодательной базы и государственного устройства.

В теории существуют два выхода из спада: вперед или назад. "Назад" означает возврат к старой структуре экономики с дотациями, субсидированным не эффективным экспортом, искусственной поддержкой государственных предприятий-банкротов и сохранением избыточных рабочих мест, а значит, и низкой производительностью труда, протекционистскими мерами защиты отечественных производителей от внешней конкуренции, то есть отказ от дальнейших преобразований.

Такую программу с экономической точки зрения можно реализовать посредством комбинированных методов "гипер-кейнсианской" кредитно-денежной и налоговой политики, ведущей к инфляции спроса, и бюрократического государственного вмешательства в экономику [13,c.157].

"Вперед" - это попытка преодолеть серьезнейшие трудности путем ликвидации убыточных производств и концентрации усилий на обеспечении развития частного сектора, создания новых высокоэффективных рабочих мест, проведения структурной перестройки и повышения доходов от экспорта.

Сторонников данного направления объединяет вера в действенность рыночных механизмов и частной инициативы. Нужно лишь подождать, пока внутренние силы экономики вытащат ее из кризиса. Эти силы настолько мощны, что в состоянии преодолеть даже некомпетентность государственных органов.

Государство должно делать то, чем оно обязано заниматься в современной рыночной экономике даже согласно либеральной концепции: разрабатывать законы и обеспечивать их выполнение; проводить налоговую и кредитно-денежную политику; контролировать определенные области экономики (например, финансовую сферу или сектор естественных монополий). Государство обязано выполнять все перечисленные функции так, чтобы с наибольшим эффектом решать текущие задачи. Во-вторых, государству следует инициировать образование и активно поддерживать развитие новых институтов рыночной экономики, создание новых организаций и ликвидацию старых, трансформацию отношений собственности.

Таким образом, я считаю, что в четко очерченных рамках государство должно выполнить свое предназначение. Если спад, сопровождающий процесс трансформации, продлится слишком долго, правительство также будет нести за это ответственность, как и в случае, если будет упущен благоприятный шанс для вывода экономики из кризиса.

Антикризисное управление может и должно быть эффективным. Для этого важно заниматься различными сторонами процесса. Управлять следует:

активами (пассивами) предприятия;

этапами бизнес - процесса (сбыт, производство, снабжение, учет);

программами защиты имущества и безопасности бизнеса;

кадрами (включая вопросы формирования кадровой политики, социальные вопросы, отношения с профсоюзами);

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другие материалы ...

Экономические агенты как участники экономических процессов
экономический агент некоммерческий Тема актуальна тем, что экономическая (хозяйственная) деятельность есть не что иное, как постоянная работа по оценке, сравнению, отбору альтернативных вариантов использования экономических ресурсов. В хозяйственной деятельности уча ...

Организационно-правовая форма предприятия ОАО Читаэнерго
Производственная практика - комплексное изучение хозяйственного объекта как системы, независимо от конкретных особенностей этого объекта. Данная практика направлена на закрепление, расширение и углубление знаний. Целью практики является ознакомление с организацио ...

Организационные типы построения производственной структуры предприятия
Структурный анализ предприятия значительно расширяет возможности его изучения. Во-первых, этот анализ позволяет гораздо глубже познать экономические механизмы производства материальных благ, выявить зависимости параметров выхода от внутренних состояний объекта. Во ...

Copyright © 2013 - все права принадлежат - www.regulareconomic.ru