Экономический рост и его типы. Факторы современного экономического роста

Заинтересованность общества в увеличении своего национального богатства побуждает его к производству все большего количества товаров и услуг. В то же время это отвечает необходимости удовлетворять постоянно растущие потребности в условиях ограниченности ресурсов и повышать уровень благосостояния населения страны. Возможность решения этих проблем связана с экономическим ростом, представляющим собой процесс увеличения объема материальных благ, повышения их качества в соответствии со структурой возрастающих потребностей.

Различают три типа экономического роста: экстенсивный, интенсивный и смешанный (реальный). Экстенсивный рост - это увеличение производства национального продукта за счет привлечения дополнительных факторов производства. Интенсивный рост - это увеличение производства национального продукта за счет лучшего, более производительного использования уже имеющихся ресурсов на основе совершенствования техники и технологии. В реальной жизни не существует либо того, либо другого типа роста. Они переплетены и представлены смешанным типом. Смешанный (реальный) рост - это увеличение национального производства как в результате дополнительного привлечения производственных факторов, так и за счет совершенствования техники и технологии.

Экономический рост измеряется годовыми темпами роста и прироста в процентах.

Темп роста ВВП = (7.9)

Темп прироста ВВП =Темп роста -100% , (7.10)

где ВВП1 - национальный продукт отчетного года;

ВВП0 - национальный продукт базисного года.

Выстраивая показатели, характеризующие темп роста ВВП за ряд лет, можно выявить тенденцию экономического развития. В сочетании с другими макроэкономическими показателями такая информация может служить основой для экономического анализа, необходимого для выработки и принятия решений на государственном уровне, а также для проверки и контроля эффективности экономической политики государства.

Экономический рост определяется множеством факторов. Под факторами экономического роста принято понимать явления, обстоятельства и процессы, способные определять темп и масштабы долгосрочного увеличения объема национального производства. Они подразделяются на прямые и косвенные (рис. 7.1).

Рис. 7.1 Прямые и косвенные факторы экономического роста

Прямыми называются такие факторы, которые делают экономический рост физически возможным. Это так называемые факторы предложения, представляющие собой основные производственные факторы. Косвенные факторы, или факторы спроса - это особые условия, которые позволяют использовать имеющиеся у общества возможности экономического роста. Данные факторы способствуют повышению спроса участников национальной экономики на производимую продукцию и этим стимулируют ее рост.

КЛЮЧЕВЫЕ понятия

Национальная экономика - это исторически сложившаяся в определенных территориальных границах система общественного воспроизводства.

Национальный продукт - все товары и услуги, созданные в данной стране за определенный период времени (обычно за год).

Система национальных счетов - способ упорядочения информации о хозяйственной деятельности, совершаемой субъектами национальной экономики.

Валовой внутренний продукт - совокупная стоимость всех товаров и услуг, произведенных в течение года всеми предприятиями (фирмами), расположенными на территории данной страны, независимо от их национальной принадлежности.

Номинальный ВВП - это ВВП, отражающий объем производства, выраженный в текущих ценах.

Реальный ВВП - это ВВП, скорректированный с учетом цен.

Интенсивный тип экономического роста - это увеличение производства национального продукта за счет лучшего, более производительного использования уже имеющихся ресурсов на основе совершенствования техники и технологии.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другие материалы ...

Организация оплаты труда на предприятии (на примере ООО Транслайн)
К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли[1]. От обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своев ...

Организация и планирование деятельности на деревообрабатывающих предприятиях
Планирование на предприятии является важнейшей дисциплиной, цель которой состоит в формировании необходимых профессиональных знаний и расчетно-аналитических умений выбирать оптимальные варианты планов развития предприятий. Планирование тесно связано с экономикой и ...

Организация коммерческой деятельности магазина Мир Золота
В курсовой работе предполагается ознакомиться с организацией коммерческой деятельности на одной из фирм города Ижевска. В качестве объекта изучения были выбраны магазины розничной торговли ювелирными украшениями «Мир золота». Целью работы является анализ коммерчес ...

Copyright © 2013 - все права принадлежат - www.regulareconomic.ru