Направления модернизации современной экономики России

Необходимость модернизационного выбора была заявлена Владимиром Путиным еще в начале 2008 года. Статья Дмитрия Медведева «Россия, вперед!» стала манифестом, его послание Федеральному Собранию - дорожной картой российской модернизации. В результате довольно интенсивной работы президентской Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики модернизационная идея приобрела характер оформленной программы.

Дмитрий Медведев сделал вполне определенный выбор. Модернизационный проект, который будет осуществляться в России, будет консервативным по содержанию; ненасильственным по методам; демократическим с точки зрения опоры на сложившиеся национальные демократические институты. Слома политической и социально-экономической системы не произойдет - она будет эволюционировать. Этот выбор был отчасти вынужденным, однако в намного большей степени продиктован гуманистическими ценностями, которые транслирует элите и обществу Дмитрий Медведев.

Следует заметить, что и в России в сфере инноваций за последние 20 лет кое-что произошло. Это было не столь заметно, потому что большая часть событий разворачивалась не в Москве, а в регионах: Томске, Ставрополе, Пензе, Чебоксарах. В этих и других регионах уже сегодня существуют десятки конкурентоспособных на глобальном рынке компаний с объемом продаж до 100 млн долл. каждая. Эти компании родились 10-12 лет назад и преодолели тысячи барьеров, выставленных нашим государством на пути инновационной экономики. Но очевидно, что России нужны сотни компаний с миллиардными оборотами.

Ситуация сегодня несколько изменилась. Инновационная экономика - четко обозначенный приоритет государственного развития. Он поддержан вполне конкретным набором мер. В частности, создана президентская комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики, на которой всерьез обсуждаются актуальные проблемы hi-tec индустрии. Вслед за ней создана правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям. Именно в связи с решениями этих органов приняты первые серьезные законодательные меры, направленные на стимулирование инновационных процессов.

Например, речь идет о внесении поправок в закон о техническом регулировании. Еще одна важная законодательная инициатива - федеральный закон № 217, в котором говорится о создании малых инновационных предприятий при вузах и академических институтах. Безусловно, этот документ не идеален. Но сегодня при российских вузах создано уже более 400 малых инновационных предприятий [10].

Внесены поправки в миграционное законодательство. С 1 июля если иностранцу установлена зарплата на уровне 2 млн рублей в год, то он может приезжать в Россию без ограничений. Радикально упрощается визовый режим, регистрация при переезде и т.д.

Важнейшим сигналом является идея создания так называемых инновационных программ на каждом предприятии с государственным участием. Серьезный импульс дан и крупному частному бизнесу. В январе 2010 г. на президентской комиссии было принято решение, в соответствии с которым заявки на крупные инновационные проекты с целевым объемом продаж к 2015 не менее 15 млрд руб. будут поддерживаться государством. Сейчас завершается процесс их оборота. В настоящее время в портфеле более 40 проектов [10].

Основными задачами Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики при президенте России являются: «а) рассмотрение вопросов, касающихся выработки государственной политики в области модернизации и технологического развития экономики России; б) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предпринимательского и экспертного сообществ в области модернизации и технологического развития экономики России; в) определение приоритетных направлений, форм и методов государственного регулирования в целях модернизации и технологического развития экономики России». Комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики работает довольно интенсивно: ею реально руководят «политические тяжеловесы» Владислав Сурков и Сергей Собянин, созданы рабочие группы, отбираются проекты, ассигнования на координируемые ею программы превышают 600 млрд. рублей. Именно эта комиссия предложила Дмитрию Медведеву «пять векторов» прорыва.

Параллельно функционирует правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям. Основные задачи: «обеспечение взаимодействия федеральных органов исполнительной власти по разработке и реализации единой государственной политики в сфере развития научно-технического комплекса, национальной инновационной системы, устойчивого технологического обновления экономики Российской Федерации, в том числе по вопросам долгосрочного научно-технологического прогнозирования, развития нанотехнологий и наноиндустрии, формирования рынка нанопродукции и наноуслуг».

Перейти на страницу: 1 2

Другие материалы ...

Особенности инвестиционной политики в Республике Беларусь
Актуальность исследования. Сегодня, как никогда прежде, инвестиционный процесс является одним из основных факторов функционирования экономической системы, определяющих возможности технологического развития и эффективность материального производства. Республика ...

Особенности развития и роль российского газового комплекса на мировом рынке природного газа
В абсолютном выражении мировое энергопотребление с 1965 по 2011 г. выросло более чем в три раза - с 3,8 млрд. до 12,3 млрд. т в нефтяном эквиваленте. При этом следует отметить, что с 1970 по 2000 гг. наблюдалось неуклонное снижение темпов прироста энергопотребления ...

Новые подходы к оценке экономической эффективности реальных инвестиций
Инвестиционная деятельность в той или иной степени присуща любому предприятию. Она представляет собой один из наиболее важных аспектов функционирования любой коммерческой организации. Причинами, обусловливающими необходимость инвестиций, являются обновление имеющей ...

Copyright © 2013 - все права принадлежат - www.regulareconomic.ru