Понятие несовершенной информации
В существующей экономике асимметричная информация имеет место, когда одна сторона сделки обладает большей информацией, чем другая (английский термин - «asymmetric(al) information», в русской литературе также называется «несовершенная информация», «неполная информация»).
Многие ученые работал над этим понятием, но первым, кто упомянул о нем, был Кеннет Эрроу в статье «Неопределенность и экономика благосостояния в здравоохранении». : «…всегда существует асимметрия информации относительно методов производства между производителем и покупателем любого товара, но в большинстве случает потребитель может иметь такое же или почти такое же хорошее представление о качестве продукта, как и производитель…»[1] Конечно, Кеннет Эрроу рассматривал несовершенную информацию в рамках здравоохранения, рассматривая, при этом только один рынок и в данной статье, рассмотрена ситуация, где утаивать информацию, может только врач (продавец), обратной ситуации нет.
Итак, обеспечение информацией - весьма затруднительно. По большей части, главная сложность заключается именно в том, чтобы раздобыть информацию, но получение любой информации приводит неизбежно к затратам. Так что мало того, что нужно определить нужную информацию, но и соизмерить, стоят ли данные затраты, той информации.
Однако информации свойственно изменяться, причем довольно быстро - это тоже существенная проблема.
Неполнота информации - одна из непосредственных причин рыночной неопределенности.
Рыночная неопределенность - есть условие принятия экономических решений. Заключается она в том, что субъектам в экономике приходится принимать решения, где трудно предугадать изменения, а результат не всегда можно определить. И так как, асимметричность информации присутствует всегда, то и рыночная неопределенность так же будет иметь место.
Существует два типа асимметрии информации: скрытые характеристики (одна из сторон сделки имеет более полную, надежную информацию, чем другая) и скрытые действия (тот, у кого более верная информация, может совершать действия, которые будут незаметны для менее информированного участника сделки).
Однако стоит учитывать несколько моментов:
Первый, что скрытые характеристики - это качества и полезность самого объекта сделки. Качественность одних может быть выявлена до потребления, других в процессе потребления, а третьих может быть не выявлена и в процессе потребления (к примеру, лекарства). Две последние характеристики объектов сделки, если, конечно, таковые имеются, сами создают асимметричность информации. Такую же ситуацию можно перенести на ситуацию с участниками сделки, где намерения одной неизвестны другой, то есть являются скрытыми характеристиками.
Второй, наличие асимметричной информации «подталкивает» продавца к продажам менее качественной продукции, по высокой цене. Ну а почему бы и нет? Если скрытые характеристики некоторых изделий так сложно выявить на вид. Да и это вполне рационально, выгодно.
Но не стоит думать, что из-за асимметричной информации страдает только потребитель. Ведь скрытые характеристики потребителя также неизвестны продавцу. Это можно проследить на простом примере: допустим, авиакомпании нужно установить такую цену на билеты, чтобы получить максимальную прибыль, но при этом учесть возможности и предпочтения потребителей. Однако, к какому «слою» общества (от чего зависит платежеспособность) относится каждый пассажир, является для компании скрытой характеристикой. И если установить цену на «предпринимательский» уровень, то доход с одного билета возрастет, но количество проданных билетов будет мало. Если установить цену «туристический» уровень, то число проданных билетов будет расти, однако прибыль с каждого билета упадет.
«Исследование, за которое Джордж Акерлоф, Майк Спенс и я были награждены в 2001 году Нобелевской премией, - часть большой исследовательской программы, которая сегодня охватывает тысячи исследователей во всем мире. Мы надеялись показать, что в информационной экономике предстоят фундаментальные изменения. Проблемы информации являются центральными не только в рыночной экономике, но также и в политэкономии, и мы исследуем некоторые из значений информационных недостатков для политических процессов» [2]- отметил Джозеф Стиглер.
Другие материалы ...
Новые подходы к оценке экономической эффективности реальных инвестиций
Инвестиционная деятельность в той или иной
степени присуща любому предприятию. Она представляет собой один из наиболее
важных аспектов функционирования любой коммерческой организации. Причинами,
обусловливающими необходимость инвестиций, являются обновление имеющей ...
Определение путей повышения конкурентоспособности ОАО Хабаровская производственно-ремонтная компания
Значение стратегического поведения, позволяющего фирме выживать в
конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние
десятилетия. Все компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся
ситуации должны не только концентрировать вниман ...
Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь
инфляция экономика денежный рынок
Проблема
инфляции занимает важное место в экономической науке, так как её показатели и
социально-экономические последствия отрицательно влияют на все стороны жизни
общества, а также играют большую роль в экономической безопасности с ...