Проблема экономического выбора
Рис. 2.3 Кривая производственных возможностей
Из рисунка видно, что каждая точка на кривой производственных возможностей представляет какой-то максимальный объем производства двух продуктов. При этом предполагается, что все ресурсы экономики использовались полностью, а она функционировала на грани своих производственных возможностей и была эффективна.
В случае, когда ресурсы используются неудачно, экономика будет находиться не на кривой трансформации, а под кривой - в точке Е. Это свидетельствует о неэффективности ее функционирования. Производство в точке К вообще неосуществимо, так как эта точка лежит за границей производственных возможностей, у общества нет необходимых для этого ресурсов. Таким образом, экономика работает эффективно, когда она находится на границе производственных возможностей, а не под ней или за ее пределами.
Производство дополнительных единиц одного продукта влечет за собой сокращение производства другого продукта. Из-за ограниченности ресурсов экономика должна жертвовать выпуском одних продуктов, чтобы добиться увеличения производства других. Те издержки, или расходы ресурсов, на производство одного продукта, от которых следует отказаться ради производства другого, называют вмененными (альтернативными) издержками. Переключение ресурсов из одной сферы в другую обусловливает действие закона возрастающих вмененных издержек, графическим изображением которого и является кривая производственных возможностей. Суть этого закона в следующем: производство дополнительных единиц одного продукта влечет за собой жертвование возрастающим количеством другого продукта.
Те жизненные блага, которых мы лишаемся, когда выбираем иной вариант своих экономических действий, нежели тот, который мог принести нам эти блага, называются альтернативной стоимостью. В нашем примере количество недопроизведенного продукта Б, производством которого пришлось пожертвовать для получения дополнительной единицы продукта А, и есть альтернативная стоимость этой единицы: при увеличении производства продукта А с 1 до 2 ед. производство продукта Б сократилось на 2 ед. (с 9 до 7 ед.), что и составляет величину альтернативной стоимости. Это «цена» экономического выбора.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ
Потребности - нужда личности или общества в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности или развития.
Экономические интересы - осознанные потребности, которые человек стремится реализовать в своих действиях.
Производство - целенаправленная деятельность людей, в процессе которой они изготавливают все то, что служит удовлетворению их материальных и духовных потребностей.
Труд - целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение веществ и сил природы и приспособление их для удовлетворения его потребностей.
Предмет труда - то, на что воздействует человек в процессе труда.
Средства труда - то, с помощью чего человек воздействует на предмет труда.
Средства производства - совокупность предметов и средств труда.
Рабочая сила - способность человека к труду; совокупность физических и интеллектуальных качеств человека.
Другие материалы ...
Экономические учения Адама Смита и Давида Рикардо
Классическая
школа политической экономии возникла в период зарождения и утверждения
капиталистического способа производства. По мере дальнейшего развития развитых
странах мира основ рыночных экономических отношений становились всё более
очевидным то обстоятельство ...
Особенности и сущность маржинальной революции
В
конце XIX - первой трети ХХ в. большое влияние приобретает новое направление в
экономической теории, существенно отличающееся от классического направления и
даже выступающее определенной альтернативой ему. Оно известно как маржинализм
(от англ. margiпa/- предельный) ...
Определение путей повышения конкурентоспособности ОАО Хабаровская производственно-ремонтная компания
Значение стратегического поведения, позволяющего фирме выживать в
конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние
десятилетия. Все компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся
ситуации должны не только концентрировать вниман ...