Трансформация экономических институтов в современных условиях

Практически все существующие подходы к изучению институциональных изменений ограничивают предмет своего анализа действиями государства по формированию новых правил поведения экономических агентов и их внедрению в хозяйственную жизнь посредством легального принуждения. С нашей точки зрения, такой поход не исчерпывает всех важных сторон осуществления институциональных изменений. Ведь наряду с институциональными нововведениями, осуществляемыми через взаимодействие групп специальных интересов на политической арене, - так сказать централизованно, - экономической системе непрерывно идет массовый, децентрализованный процесс выбора экономическими агентами различных форм обменных и иных институтов - норм и правил ведения ими своей хозяйственной деятельности, включая спонтанное придумывание новых алгоритмов действий и осуществление многообразных качественных изменений существующих институтов.

Двумя основными факторами, определяющими происходящие и прогнозируемые изменения в социально - экономических и политических структурах общества являются:

§ Изменения в мотивации человеческой деятельности,

инициированные долгосрочной тенденцией роста душевых доходов в большинстве развивающихся государств мира;

§ Принципиальное снижение издержек распространения информации и межличностной коммуникации,

связанное в настоящее время с развитием технологии Интернета.

С точки зрения современной институциональной теории экономическим основанием существования экономических организаций является наличие трансакционных издержек. Так, основная причина существование фирмы связана с наличием издержек использования ценового механизма, (в противном случае вместо фирм существовали бы в основном лишь индивидуальные контрагенты). Аналогично, существование государства связано с наличием круга вопросов, в котором принятию политических решений сопутствуют более низкие издержки по сравнению с издержками добровольных переговоров заинтересованных участников и величиной отрицательных внешних эффектов индивидуальных решений.

Развитие принципиально новых видов электронных коммуникаций приводит к стремительному сокращению трансакционных издержек, и как следствие - к трансформации существующих политических и экономических институтов.

. Трансформация политической системы. Эффективность действий государства сдерживается ассиметричностью воздействия различных общественных групп. Так, сторонники либерально-консервативных взглядов традиционно критикуют расширение роли государства из-за чрезмерного влияния бюрократии, защищающей свои узкогрупповые интересы, тогда как социал-демократы, подчеркивают "слишком" высокий политический вес крупного капитала.

Существующие издержки лоббирования требуют весомой материальной поддержки, при этом в выигрыше оказываются наиболее высоко организованные группы предпринимателей и крупные профсоюзы. Одновременно, высокие издержки организации общенациональных теле- и радио - каналов препятствуют реальному равенству доступа различных политических сил и социальных групп к средствам массовой информации.

При становлении демократических государств, ключевую роль сыграло появление в начале XVI века эффективных средств массовой информации, - книг, периодических изданий, обеспечивших с одной стороны массовое распространение начального образования, а с другой - возможность сознательного участия широких слоев населения в политической жизни крупных национальных государств.

Именно тогда, за счет принципиального снижения издержек распространения информации удалось создать систему демократически управляемого большого национального государства.

Стремительное распространение Интернет - явление сходного, качественного порядка. Во-первых, появляется возможность оперативного доступа неограниченного количества людей к текстам законопроектов, еще на стадии их предварительной разработки, а также максимальному объему аналитической информации несекретного характера. Во-вторых, принципиальное нововведение нового этапа информационной революции - возможность каждого гражданина с минимальными, практически нулевыми издержками обратиться к неограниченной по своему составу аудитории - всех подключенных к Интернету. У избирателей, вне зависимости от уровня доходов принципиально расширяются возможности самоорганизованно отстаивать свои интересы и на региональном, и на государственном уровнях.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие материалы ...

Организация и планирование лесного хозяйства
В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации устойчивое развитие лесного хозяйства должно базироваться на принципах неистощительного рационального и многоцелевого пользования. Для этого необходим комплексный подход при решении экономических проблем, возни ...

Экономические институты Украины
Актуальность темы. Обеспечить успешную трансформацию украинской экономики и построение её социально ориентированной рыночной модели неосуществимо без всестороннего критического освоения современной теории и практики и без предельно точного учёта национальной спец ...

Экономическая эффективность в дорожной отрасли
Экономика дорожного движения является неотъемлемой частью экономики дорожного хозяйства. Дорожное хозяйство представляет собой один из важнейших элементов Единой транспортной системы России. Без дорожной сети не могут быть реализованы статьи Конституции Российской ...

Copyright © 2013 - все права принадлежат - www.regulareconomic.ru