Предпочтения и возможности потребителя. Кривые безразличия и бюджетная линия. Понятие равновесия потребителя

Изменение цен продуктов тоже приводит к перемещению бюджетной линии. Снижение цен обоих продуктов равноценно увеличению дохода потребителя и перемещает бюджетную линию вправо. И наоборот, рост цен на оба продукта приводит к ее перемещению влево. Изменение цены одного из продуктов вызывает перемещение соответствующего конца бюджетной линии в ту или иную сторону (вверх или вниз у продукта А, вправо или влево у продукта В).

Поскольку поведение потребителя определяется и его бюджетными возможностями, и его предпочтениями, то попробуем это изобразить графически. Для этого совместим на графике карту кривых безразличия и бюджетную линию (рис.6.4).

Рис. 6.4 Равновесие потребителя

На рисунке бюджетная линия пересекает одну кривую безразличия и касается второй. Точки пересечения и касания соответствуют трем вариантам набора товаров. Какой же именно набор товаров принесет покупателю максимально возможное удовлетворение его потребностей в двух товарах? Этому условию удовлетворяет точка С. Именно в ней потребитель достигает наибольшей полезности от потребления товаров, возможной при его уровне дохода, а если это так, то он не стремится к дальнейшему поиску другого соотношения двух товаров. В этом случае говорят, что он находится в состоянии равновесия.

Таким образом, потребитель ведет себя на рынке рационально, а это значит, что:

· потребитель стремится максимально удовлетворить свои потребности (чем больше товаров, тем лучше);

· потребитель приходит на рынок с уже сложившимися предпочтениями;

· потребительские предпочтения транзитивны (спрос может перемещаться: если набор товаров А лучше набора товаров В, а набор товаров В лучше набора товаров С, то набор товаров А предпочтительнее набора товаров С);

· потребитель старается так распределить свои денежные средства при данных ценах и доходе, чтобы получить максимум полезности.

Перейти на страницу: 1 2 

Другие материалы ...

Определение путей повышения конкурентоспособности ОАО Хабаровская производственно-ремонтная компания
Значение стратегического поведения, позволяющего фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Все компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать вниман ...

Организация и планирование лесного хозяйства
В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации устойчивое развитие лесного хозяйства должно базироваться на принципах неистощительного рационального и многоцелевого пользования. Для этого необходим комплексный подход при решении экономических проблем, возни ...

Организация и технико-экономическое обоснование производства системы АСУ-ГХ (на примере ОАО КНИИТМУ)
Использование космических технологий спутникового позиционирования ГЛОНАСС и GPS является наиболее эффективным и перспективным направлением в создании систем мониторинга и управления транспортом на предприятиях различных отраслей. Система ГЛОНАСС представляет собой ...

Copyright © 2013 - все права принадлежат - www.regulareconomic.ru