Возможные пути развития
В России в настоящее время около 5,5 млн субъектов малого и среднего предпринимательства, их доля в ВВП страны составляет 24%. Много это или мало? Если сравнивать с развитыми рынками, то ответ вряд ли порадует. Например, в Германии доля малого бизнеса в ВВП составляет 49%. Такими данными поделился директор департамента проектов малого и среднего бизнеса "Внешэкономбанка" Алексей Эскиндаров на российско-германском форуме "Посткризисное развитие: перспективы устойчивого роста и инновационного развития". Однако малый и средний бизнес будет развиваться. Тем не менее, жизнь предпринимателей в России связана со множеством проблем, которые были проанализированы в предыдущем параграфе, и решить которые помогут объединенные усилия власти, бизнеса и банков
Предпринимательское сообщество малого бизнеса на территории РФ разнородно и разным предпринимателем требуется разная поддержка. Наряду с этим в России есть немало людей, желающих работать на себя. Однако, даже имея средства на создание собственного бизнеса, малые предприниматели зачастую не имеют возможности его развивать. Нередко основным барьером в становлении бизнеса становится низкий уровень информированности о существующих программах поддержки, нормативных актах и возможностях, которые существуют в сфере малого бизнеса, а также низкая активность самих предпринимателей. Совокупная программа поддержки малого предпринимательства охватывает не более 1-2% предпринимателей, остальные 98% - остаются один на один со своими проблемами.
В октябре 2012 года был проведен очередной раунд опроса представителей российского бизнеса. Главный итог - сводному «Индексу деловой среды РСПП» осталось совсем немного для того, чтобы выйти из негативной зоны (49,7 пункта), так что октябрь поддержал умеренный оптимизм по итогам сентябрьского опроса. Аналогичная ситуация складывается и с субъективной оценкой состояния делового климата - она остается отрицательной на протяжении десяти месяцев, но также почти вернулась к нейтральным значениям, особенно если сравнивать ситуацию с августом (39,2 пункта в августе и 48,2 пункта в сентябре).
На федеральном уровне власти часто заявляют о приоритете и важности малого предпринимательства и необходимости его всесторонней поддержки. С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который, казалось бы, должен был значительно улучшить положение частных предпринимателей. Однако данный закон не предусматривает одну из важных составляющих организации малого бизнеса - специальные кредиты на льготных условиях. Поэтому решение проблемы кредитования малого бизнеса ложится на плечи местных органов власти и банковских структур. И, хотя за последние три-четыре года объем кредитования малого бизнеса вырос на 80%, потребность данной отрасли в заемных средствах сегодня удовлетворяется не более чем на 15-17%.
Закономерно возникает вопрос о наличии определённых факторов, которые не дают возможность для интенсивного развития сферы кредитования малого бизнеса. К наиболее важным проблемам кредитования малого предпринимательства относят непрозрачность российского малого бизнеса, отсутствие надежных залогов (поскольку большинство представителей указанной сферы не являются владельцами ликвидного имущества) и недоверие к малому бизнесу, испытываемое банками. На сегодняшний день свыше половины заемщиков оформляют банковские кредиты для покрытия текущих затрат. Около 25% клиентов в качестве цели получения займа указывают покупку оборудования, транспортных средств, специальной техники. Остальные предприятия за счет заемных средств планируют приобрести коммерческую недвижимость либо открыть новое направление в бизнесе. Однако свыше 15% заявок на получение бизнес кредитов банкиры отклоняют.
реформирование предпринимательство бизнес
Таблица 1. Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации на 1 января 2012 г.
Федеральные округа |
Количество зарегистрированных Малых Предприятий на 1 апреля 2012 года в расчете на 100 тыс. населения | ||
Единиц |
Прирост/сокращение за период 01.04.2011-01.04.2012 |
В % от среднего по РФ | |
РФ |
166,4 |
4,8 |
100 |
Центральный |
185,9 |
1,1 |
111,7 |
Северо-Западный |
244,6 |
-18,1 |
147,0 |
Южный |
131,7 |
7,8 |
79,1 |
Северо-Кавказский |
58,7 |
-6,3 |
35,3 |
Приволжский |
162,2 |
3,8 |
97,5 |
Уральский |
170,7 |
33,8 |
102,6 |
Сибирский |
152,2 |
10,3 |
91,5 |
Дальневосточный |
171,6 |
18,4 |
103,1 |
Другие материалы ...
Национальная экономика основные результаты и их измерение
Экономика Республики Беларусь позиционирует себя как социально
ориентированная рыночная экономика, которой присущи принципы конституционных
гарантий личных прав и свобод граждан, свобода предпринимательства и
добросовестной конкуренции, свобода выбора профессии и м ...
Определение путей повышения конкурентоспособности ОАО Хабаровская производственно-ремонтная компания
Значение стратегического поведения, позволяющего фирме выживать в
конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние
десятилетия. Все компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся
ситуации должны не только концентрировать вниман ...
Оплата труда работников организации анализ и пути повышения эффективности (на материалах КУП Горэлектротранспорт)
Одним
из основных направлений повышения эффективности использования персонала
организации является совершенствование системы экономического стимулирования,
важнейшим фактором проявления которой служит оплата труда работников
организации и их социальная защищенност ...