Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие

Макроэкономика, в отличие от микроэкономики, изучает не отдельные объекты и процессы, а их совокупности, которые называются агрегатами; она исследует не отдельные цены, а совокупную цену, которая называется уровнем цен; целью ее анализа является нахождение условий при которых наступает общее экономическое равновесие в национальной экономике.

Для раскрытия макроэкономического равновесия необходимо рассмотреть категории совокупного спроса и совокупного предложения.

Совокупный спрос (англ. - aggregate demand, AD) - это реальный объем национального производства, который потребители, предприятия (фирмы) и государство готовы купить при различных уровнях цен.

Совокупный спрос представляет собой сумму всех спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке:

AD = c + i + g + x , (8.1)

где c - совокупный спрос населения;- спрос на производственные ресурсы со стороны предприятий и фирм;- спрос на товары и услуги со стороны государства;- чистый экспорт как разность между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары.

Зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального производства, на который предъявлен спрос, является обратной, или отрицательной. Чем ниже уровень цен, тем большую часть национального продукта готовы приобрести потребители внутри страны и из-за границы, а также государство и предприятия (фирмы).

Как и в случае со спросом на отдельный товар, поведение кривой совокупного спроса может изменяться под влиянием ряда факторов. К ним относятся следующие:

. Эффект процентной ставки. Дело в том, что рост уровня цен заставляет и потребителей, и производителей брать деньги в долг. Это обстоятельство повышает процентную ставку, поэтому покупатели вынуждены отказываться от покупок, а предприниматели сокращают инвестиции. В результате совокупный спрос уменьшается.

. Эффект богатства. При росте цен в стране происходит обесценивание денег (инфляция). В этом случае сбережения населения и предприятий (фирм) теряют свою покупательную способность, что снижает совокупный спрос. При падении цен, наоборот, реальная стоимость сбережений растет, что ведет к увеличению совокупного спроса.

. Эффект импортных товаров. При росте цен внутри страны спрос на отечественные товары сокращается, а на более дешевые импортные - растет.

На совокупный спрос также влияют неценовые факторы. К ним относятся:

· изменения в потребительских расходах, связанные с изменением уровня благосостояния потребителей;

· изменения в инвестиционных расходах, то есть расходах предприятий и фирм на покупку необходимых факторов производства;

· изменения в государственных расходах;

· изменения в расходах на чистый экспорт.

Неценовые факторы смещают саму кривую совокупного спроса либо вправо, когда спрос увеличивается, либо влево, когда спрос уменьшается.

Совокупное предложение (англ. - aggregate supply, AS) - это общее количество товаров и услуг, которое может быть произведено и предложено на национальный рынок при разных уровнях цен.

Существует прямая связь между уровнем цен и совокупным предложением, которая заключается в том, что более высокий уровень цен стимулирует производство товаров и услуг в национальной экономике и ведет к увеличению их предложения, и наоборот, снижение уровня цен приводит к сокращению производства и совокупного предложения.

Перейти на страницу: 1 2

Другие материалы ...

Необходимость модернизации российской экономики, её основные направления и условия осуществления
Модернизация - это переход от того состояния страны, которое мы имеем в настоящее время к тому, каким оно должно быть для её успешного и благополучного развития в высоко конкурентном мире. Тема всесторонней модернизации и формирования инновационной экономики попул ...

Оперативно-производственное планирование на предприятии
ТЕОРИЯ И МЕТОДЫ ОПЕРАТИВНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗМЕРА ПАРТИИ ДЕТАЛЕЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ ...

Экономические агенты как участники экономических процессов
экономический агент некоммерческий Тема актуальна тем, что экономическая (хозяйственная) деятельность есть не что иное, как постоянная работа по оценке, сравнению, отбору альтернативных вариантов использования экономических ресурсов. В хозяйственной деятельности уча ...

Copyright © 2013 - все права принадлежат - www.regulareconomic.ru