Необходимость реформирования агропредприятий Гомельской области

Реформирование агропромышленного комплекса Гомельской области обусловлено необходимостью повышения эффективности производства, которая определяется не только и не столько ее уровнем в отдельной отрасли, сколько совершенствованием экономических и технологических связей между специализированными предприятиями и отраслями.

В развитии процесса агропромышленной интеграции можно выделить следующие этапы:

-й этап - 70-80-е годы, бурное развитие агропромышленной интеграции в виде специализированных агропромышленных предприятий, объединений, комплексов, комбинатов;

-й этап - 80-е - начало 90-х годов, создание территориально-отраслевых агропромышленных формирований на основе административных органов (РАПО, Госагропромов);

-й этап - 90-е годы - настоящее время, которое характеризуется распадом агропромышленных систем в связи с приватизацией перерабатывающих, торговых предприятий, формированием рыночных агропромышленных систем.

По состоянию на 1 января 2004 года в Гомельской области насчитывалось 486 предприятий агропромышленного комплекса, в том числе:

- 87 обслуживающих сельское хозяйство, из них: 55 акционерных обществ и 32 государственных предприятия;

- 25 предприятий мясомолочной отросли;

- 374 сельскохозяйственных предприятий, из них 23 республиканской формы собственности.

Структура агропромышленного комплекса Гомельской области по состоянию на 1 января 2004 года представлена на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 - Структура агропромышленного комплекса Гомельской области по состоянию на 1 января 2004 года (до реформирования)

В целях совершенствования структуры и управления организациями обслуживающих сельское хозяйство был принят Указ Президента Республики Беларусь от 27 января 2003 г. № 40 «О совершенствовании управления организациями агропромышленного комплекса» и принято решение Гомельского областного исполнительного комитета от 14 марта 2003г. № 157 «Об упорядочении структуры управления организациями, обслуживающими агропромышленный комплекс Гомельской области», согласно которому в каждом районе созданы районные «Агросервисы», а для координации хозяйственной деятельности организаций, обслуживающих агропромышленный комплекс в области создано ОАО «Гомельоблагросервис».

С 1999 по 2003 годы проведена работа по преобразованию совхозов в коммунальные сельскохозяйственные унитарные предприятия и республиканские сельскохозяйственные унитарные предприятия, колхозов в сельскохозяйственные производственные кооперативы.

За 2003 - 2005 годы проведена работа по совершенствованию структуры и управления организаций, обслуживающих сельское хозяйство и мясомолочной отрасли. В результате проведённой работы число обслуживающих организаций сократилось с 87 до 22, организаций мясомолочной отросли с 25 до 7. В целях осуществления руководства и координации деятельности предприятиями мясомолочной отрасли создано ГО «Гомельмясомолпром».

В результате реорганизации молокоперерабатывающих организаций, на образовавшихся предприятиях увеличилось использование производственных мощностей с 17 - 30% до 60 - 70%, расширен ассортимент продукции.

В течение 2004 - 2009 годов в Гомельской области реформировано более 200 сельскохозяйственных организаций их численность на 1 января 2010 года составила 173. В среднем на хозяйство приходится 6 тыс. га сельскохозяйственных угодий, а в таких районах как Речицкий в среднем на хозяйство приходится 9 тыс. га, в Буда-Кошелёвском - 8 тыс. га, в Петриковском - 7,7 тыс. га.

Структура агропромышленного комплекса Гомельской области по состоянию на 1 января 2010 года представлена на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2 - Структура агропромышленного комплекса Гомельской области по состоянию на 1 января 2010 года (после реформирования)

Специфика реорганизации убыточных сельскохозяйственных организаций как в республике, так и в Гомельской области состоит в следующем:

реорганизация хозяйств происходит в двух формах - в форме присоединения или продажи, причем подавляющее большинство убыточных сельскохозяйственных организаций образуется в форме присоединения, что обусловлено недостаточностью средств организаций-инвесторов для приобретения убыточных предприятий как имущественных комплексов. Например, в Гомельской области таким путем реформировано 86% хозяйств;

реформирование хозяйств происходит по принципу присоединения «слабый к сильному», что влечет передачу всех долгов ликвидируемого хозяйства интегратору, что, в свою очередь, ведет к временному снижению эффективности и платежеспособности организаций-инвесторов;

Бесспорными преимуществами реформирования субъектов хозяйствования различных подкомплексов на региональном уровне являются:

сохранение крупного товарного производства от разорения (в первую очередь сельскохозяйственные предприятия), сохранение рабочих мест и обеспечение социальной стабильности;

Перейти на страницу: 1 2

Другие материалы ...

Обоснование стратегии развития организации в сфере городского хозяйства в современный период
Я, Бухарова Марина Александровна, студентка 5 курса заочного отделения факультета экономики и управления на предприятии городского хозяйства ЧОУ ВПО Южно-Уральский институт управления и экономики, проходила преддипломную практику в Муниципальном образовании Таловс ...

Экономические показатели АТП
Автомобильный транспорт обеспечивает экономию общественного времени в перевозках грузов и пассажиров, способствует развитию производительных сил общества, расширению межрегиональных связей, а также улучшению культурно-бытового обслуживания населения. В тоже время ...

Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь
инфляция экономика денежный рынок Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, так как её показатели и социально-экономические последствия отрицательно влияют на все стороны жизни общества, а также играют большую роль в экономической безопасности с ...

Copyright © 2013 - все права принадлежат - www.regulareconomic.ru