Проблемы модернизации российской экономики на современном этапе

Центральная проблема модернизации - как стимулировать инновационное поведение предпринимателей, как создать такие условия, чтобы капиталовложения в инновации и модернизацию были бы более выгодны, чем альтернативные пути использования ресурсов. Надежды на то, что существенное дополнительное финансирование отечественной науки и техники со стороны государства и бизнеса, а также подготовка высококвалифицированных кадров, автоматически приведет к резкому росту инновационной активности в российской экономике и соответственно к ускорению модернизации - необоснованны без решения этой центральной проблемы.

Ныне российское правительство постоянно занимается вопросами стимулирования капиталовложений в российскую экономику. Это ключевая проблема. Никакая модернизация, никакие инновации, более того - никакое экономическое развитие невозможны без интенсивных капиталовложений. Это аксиома, не требующая доказательств. А с этим у нас не благополучно в течение всего периода после краха СССР. Уровень внутренних инвестиций в последние 20 лет никогда даже не приближался к отнюдь не передовым показателям, к примеру, 1991 года. В 90-х годах он был ниже одной трети от этого показателя. В дальнейшем он повысился, но никогда прежних значений не достигал.

Эти процессы объясняют многие явления в российской экономике, в частности, катастрофическое устаревание основных производственных фондов, из-за чего идет быстрое нарастание технологических аварий. Так, средний износ турбин и сопутствующего оборудования на электростанциях страны достиг 80%- 90%.2 Чего можно ожидать в таких условиях? Только новых аварий. А новое промышленное строительство? Не случайно Президент Д. Медведев неоднократно говорил о том, что российские предприниматели за почти два десятилетия существования нынешней России как самостоятельного государства не построили ни одного крупного промышленного предприятия. Мы только проедаем советское наследство [3, с. 46-50].

Не нехватка внутренних сбережений является главной причиной хронического недоинвестирования российской экономики, а особенности инвестиционного поведения российских собственников. Капиталы есть, но они не туда вкладываются или просто уходят из страны. И это происходит, несмотря на огромные неудовлетворенные потребности экономики в капиталовложениях: ветшают основные фонды, постоянно лопаются какие-нибудь трубы, отключается водоснабжение и теплоснабжение, возник перманентный дефицит электроэнергии, 40% населения не имеет возможности пользоваться газом.

На сегодня одна из существенных проблем - состояние основных фондов. Чтобы внедрять инновации, необходима соответствующая техническая база.

Значительная часть наших основных фондов - наследие СССР. Средний срок службы машин и оборудования в России - более 18 лет, в то время как срок их годности - 10 лет.

Например, нынешним энергоагрегатам в среднем 30 лет от роду, и они потребляют 240 г условного топлива для выработки 1 кВт/ч. А современные агрегаты расходуют 120-140 г топлива. На газе сегодня работает 70% электростанций. Экономия при коренном техническом обновлении - почти половина топлива, или 100 млрд м3 газа, оцениваемого в 30 млрд дол. в год. При этом по меньшей мере втрое повысится производительность труда.

Обновление фондов и внедрение инноваций требуют также обновления кадров. Человеческий фактор сегодня играет все более значимую роль. Однако уже 10-15 лет способная молодежь не идет в технические вузы. Трудно найти в России человека 30-45 лет с хорошим техническим образованием, это в основном специалисты старшего поколения. Надо готовить кадры, вкладывать инвестиции в их обучение, устанавливать нормальный уровень зарплаты.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие материалы ...

Оперативно-производственное планирование на предприятии
ТЕОРИЯ И МЕТОДЫ ОПЕРАТИВНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗМЕРА ПАРТИИ ДЕТАЛЕЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ ...

Определение величины вероятной прибыли девелопера
Целью данной работы является определение величины вероятной прибыли предпринимателя (девелопера). Согласно наиболее употребляемому определению экономика понимается как процесс производства экономических благ, осуществляемый в условиях ограниченности всех видов ...

Экономические показатели АТП
Автомобильный транспорт обеспечивает экономию общественного времени в перевозках грузов и пассажиров, способствует развитию производительных сил общества, расширению межрегиональных связей, а также улучшению культурно-бытового обслуживания населения. В тоже время ...

Copyright © 2013 - все права принадлежат - www.regulareconomic.ru