Антиинфляционная политика в России

Это привело структуралистов к мысли о принципиальной неэффективности монетаристских "стабилизационных" мер и о необходимости прямого административного ограничения инфляции.

Ими был сформирован соответствующий инструментарий, например, "гетеродоксный шок" - одновременное замораживание основных цен и доходов с целью сбить уровень инфляционных ожиданий, меры по борьбе с инфляцией издержек и т.п. Кроме того, по мнению структуралистов, требования по ограничению бюджетного дефицита, кредитной эмиссии и т.п. являются чрезмерно строгими и могут быть существенно смягчены. Практика применения структуралистских антиинфляционных мер в Аргентине и Бразилии доказала возможность проведения экономической стабилизации в стране без значительного спада производства при удержании уровня инфляции в приемлемых рамках. Однако в случаях, когда происходит резкое ослабление контроля приростом денежной массы, инфляция становится галопирующей [8].

Можно выделить два принципиально различных подхода к решению данной проблемы в нашей стране.

Первый подход связан с последовательным проведением монетаристской программы финансовой стабилизации, рекомендуемой МВФ. Именно этот подход преобладает с начала 1992 г. в государственной экономической политике России: его правомерность активно обосновывают и защищают многие отечественные экономисты, в частности Е. Гайдар.

Второй подход, так называемый немонетаристский, предусматривает необходимость возрождения отечественного производства, обеспечивающего макроэкономическую стабилизацию. Этот подход рекомендуется многими российскими экономистами.

Для регулирования инфляции необходимо регулировать каждый ее фактор.

Для регулирования тарифно-ценового фактора инфляции целесообразны следующие меры:

· разработать ныне отсутствующую государственную политику в области цен и тарифов на основе сочетания рыночного и государственного регулирования цен (должен быть не прямой запрет повышения цен, а их регулирование)

· повысить качество ежегодного госрегулирования цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий и ЖКХ с учетом не только их интересов, но и потребителей воды, тепла, света, газа. Необходимы разработка методики определения их цен и тарифов (без включения в них дополнительных инвестиционных расходов), упорядочение обширного законодательства «О естественных монополиях и ЖКХ». Для повышения результативности действий ФАС по пресечению ценового сговора и необоснованного повышения цен необходимо вести эту деятельность совместно с заинтересованными ведомствами и распространить ее не только на потребительские цены, но и цены производителей;

· для снижения торговых наценок требуется провести инвентаризацию и сократить огромную сеть торговых посредников в России с учетом мирового опыта;

· необходим контроль за реализацией программы развития рыночной конкуренции и выполнением Федерального закона «Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», в частности, в целях ограничения выплат поставщиков торговым сетям;

· полезно периодически проводить санацию потребительских рынков;

· что касается замораживания цен, эта крайняя мера применима для пресечения ажиотажа на рынке и при условии эффективного контроля за ее соблюдением.

Для снижения инфляционных последствий повышения заработной платы и доходов целесообразны следующие меры:

· повышение заработной платы в бюджетной сфере должно осуществляться дифференцированно в целях стимулирования наиболее производительного и качественного труда, роста профессионализма работающего населения и с учетом состояния госбюджета;

· учитывая неизбежный рост бюджетных расходов на выплату пенсий, целесообразно проанализировать обоснованность некоторых пенсионных привилегий, в частности госслужащих, а также увеличить доходность пенсионных накоплений;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другие материалы ...

Общие требования к организациям общественного питания
Общественное питание играет все возрастающую роль в жизни современного общества. Это обеспечивается, прежде всего, изменением технологий переработки продуктов питания, развитием коммуникаций, средств доставки продукции и сырья, интенсификацией многих производствен ...

Экономическая эффективность разработки фторидной технологии переработки монацитового концентрата
Данная работа посвящена оценке экономической эффективности разработанной фторидной технологии переработки монацитового концентрата. Монацитовый концентрат состоит из различных химических веществ, основную часть из которых (более 50%) занимают редкоземельные элем ...

Экономические институты Украины
Актуальность темы. Обеспечить успешную трансформацию украинской экономики и построение её социально ориентированной рыночной модели неосуществимо без всестороннего критического освоения современной теории и практики и без предельно точного учёта национальной спец ...

Copyright © 2013 - все права принадлежат - www.regulareconomic.ru