Изменение институтов во времени: эволюция и революция

Революционный вариант институционального развития предполагает изменение формальных норм (неформальные институты не поддаются прямому воздействию и могут быть изменены лишь индуктивно, как реакция на новые формальные рамки) на основе уже известных образцов.

В качестве примера могут выступать, во-первых, институты, напрямую перенесенные из теоритической модели на практику. Примером из советской истории является политика военного коммунизма после Октябрьской революции 1917 г., когда институты нового общества создавались под кальку тех, которые описывались в работах К. Маркса и Ф. Энгельса.

Во-вторых, институты могут воспроизводить образцы, существовавшие в истории данной страны, но исчезнувшие в процессе исторической эволюции общества.

В-третьих, формальные институты могут строиться по образцам, существующим в других странах - речь идет об импорте институтов по аналогии с импортом товаров, импортом капитала. При импорте экономических институтов страна-экспортер получает преимущества в торговле с воспроизводящей ее институты страной. С другой стороны, страна импортер получает уже доказавшие свою эффективность в обеспечении экономических взаимодействий институты и освобождается от необходимости поиска оптимальной институциональной структуры методом проб и ошибок.

В истории СССР можно найти множество примеров, как импорта, так и экспорта институтов. Первым опытом импорта было насильственное принуждение к исполнению формальных обрядов Христианства. Далее, реформы Петра I интересны в качестве первой попытки комплексной институциональной трансформации российского общества по западноевропейским стандартам. Были и периоды, когда СССР выступал в роли экспортера своих институтов, главным образом после второй мировой войны. Например, внедрение правил планомерной организации производства, проведение реформы банковской сферы, социальной системой осуществлялись в восточноевропейских странах по советским образцам.

Социологические исследования, проведенные в Украине, показывают, что респонденты указывают скорее сильное влияние американского опыта на ход реформ, заметное влияние западноевропейского и только после этого упоминают украинский и славянский опыт. Это влияние выражается как в политической сфере: импорте таких институтов, как президент, парламент, стремление реализовать принцип разделения властей; так и в экономической: антимонопольное законодательство, банковское право, стандарты учета и аудита.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что импорт экономических институтов дает ряд преимуществ. Во-первых, не нужно затрачивать усилия на развитие неформальных норм. Во-вторых, как и на любом рынке, на рынке институтов существует возможность выбора наиболее эффективных для решения данных задач институтов. В-третьих, издержки, связанные с импортом, минимальны. Права собственности на институциональные инновации отсутствуют, что позволяет копировать тот или иной формальный институт, не выплачивая компенсации стране инноватору.

Между эволюционным и революционным вариантами изменения институтов имеется глубокое различие не только по форме их осуществления. При эволюционном варианте изменения того, что Т. Веблен именовал «образом мышления», предшествуют изменения организационно-правового характера. При революционном варианте - организационно-правовые новации опережают сдвиги в массовом сознании.

Исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что анализ разных концепций и точек зрения на природу экономических институтов, их сущность, структуру и функции позволяет предложить следующее определение. Институты - это формальные (зафиксированные в юридических нормах, писаном праве) и неформальные (зафиксированные в неписаном или обычном праве), общие и особенные, социопсихологические, социокультурные и социоэкономические нормы и правила, структурирующие взаимодействия между людьми в экономической, политической и социальной сферах, а также система механизмов, обеспечивающая их выполнение; существуют два варианта развития институтов: эволюционный и революционный. Эволюционный вариант изменения институтов предполагает трансформацию существующих неформальных институтов в формальные. Развитие формальных институтов воспроизводит уже сложившиеся на уровне неформальных рамок тенденции или просто желаемые новые правила взаимодействия агентов. Революционный вариант институционального развития предполагает изменение формальных норм на основе уже известных образцов: институты, напрямую перенесенные из теоритической модели на практику воспроизводство институтов, образцы которых существовали в истории данной страны в прошлом; импорт институтов, существующих в других странах. Рыночные реформы в Украине и других странах СНГ во многом основываются на стратегии импорта институтов. [19, c. 120]

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие материалы ...

Национальная экономика основные результаты функционирования и их измерение
национальная экономика сбалансированность модернизация Одной из важнейших долгосрочных целей экономической политики правительства любой страны, является стимулирование экономического роста, поддержание его на стабильном и оптимальном уровне. Для этого необходимо им ...

Определение себестоимости летного часа
В современном обществе очень многие потребности человечества не могут быть удовлетворены без помощи транспорта, который используется либо для перевозки грузов к местам их использования, либо к местам потребления товаров или услуг, решая при этом экономическую задачу по ...

Общая характеристика деятельности кафе В Гости
Общественное питание - отрасль народного хозяйства, которая была, есть и будет самой рыночной сферой деятельности. В нашем современном и динамичном мире развитие массового питания играет огромную роль. Питание - одно из важнейших условий существования человека ...

Copyright © 2013 - все права принадлежат - www.regulareconomic.ru