Основные направления государственной политики области регулирования АПК

Россия обладает огромным земельным фондом - 1707,5 млн.га, но земельные площади, используемые в сельском хозяйстве - пахотные земли, сенокосы, пастбища и многолетние насаждения (сады и виноградники), составляют лишь 209,0 млн.га. Тем не менее, после Китая и США, наша страна занимает 3 место в мире по площади сельскохозяйственных угодий .

Именно поэтому необходим постоянный контроль со стороны государства. Проблема регулирования АПК государством рассматривается через теорию и практику. Теоретическая сторона определяет принципы государственного регулирования воспроизводства в сельском хозяйстве, практическая - инструменты и направления в данной области.

Государственное регулирование в АПК представляет собой процесс прямого или косвенного воздействия государства на распределение ресурсов и формирование производственных пропорций в целях стабилизации и обеспечения его устойчивого развития. Государство здесь вступает как глава в общественных отношениях, а также субъект рыночных отношений.

Сущность государственного регулирования устойчивости воспроизводства в АПК раскрывается в его функциях.

Прежде всего, это функция формирования эффективных квалифицированных субъектов рыночных отношений - реальных собственников, предпринимателей, маркетологов, менеджеров, продавцов, покупателей и т. д. Весьма важна функция поддержания устойчивого спроса на продукты питания и их предложения.

Это достигается путем формирования и поддержание системы цен, обеспечивающих стимулирование предложения и спроса на потенциально конкурентоспособные продовольственные товары отечественных производителей. Государство, далее, поощряет создание системы инфраструктурного обеспечения для функционирования рынков земли, материально-технических ресурсов, капитала, продовольственных товаров.

Оно обеспечивает вхождение субъектов АПК в качестве равноправных продавцов и покупателей в систему мирового продовольственного рынка. Наконец, государственное регулирование содействует научному и кадровому обеспечению устойчивого воспроизводства в АПК .

Правительством РФ планируется поэтапная передача основного объема субсидирования сельского хозяйства с федерального на региональный уровень, что, однако, может привести к снижению общего уровня государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, созданию дополнительных региональных барьеров в реализации сельскохозяйственной продукции.

Необходимы определенные условия в данном случае, меры этих экономических условий для функционирования сельского хозяйства предусмотрены в проекте стратегии развития АПК и рыболовства до 2015 г., реализация которых должна осуществляться на базе федерального закона о развитии сельского хозяйства, проект которого еще находится в доработке.

Рассматривая проект, очевидно, что в нем сформулированы основные проблемы развития аграрного сектора. В нем определены основных направления их решения:

- развитие зернового экспорта; форсированное развитие животноводства в режиме импортозамещения на внутренних рынках;

- повышение конкурентоспособности рыбохозяйственного комплекса;

устойчивое развитие сельских территорий. Кроме того, намечены критерии их решения. В этих целях предусмотрено разработать и реализовать федеральные целевые программы: «Повышение эффективности и развитие ресурсного потенциала сельского хозяйства»; «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса».

Реализацию этих программ планируется осуществлять с привлечением средств федерального бюджета.

Диспаритет цен - главная беда в комплексе проводимых государственных мер по регулированию агропромышленного производства. Необходимы основные меры по преодолению их. В случае, если проблема диспаритета цен решена не будет, не зависимо от того, как и кем поддерживаются доходы сельскохозяйственных товаропроизводителей, бюджетные субсидии, средства, полученные ими в результате формирования возможного дополнительного спроса на сельскохозяйственную продукцию, будут изъяты из отрасли по каналам межотраслевых связей вследствие сложившейся неэквивалентности в отношениях сельского хозяйства с сопряженными отраслями экономики.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другие материалы ...

Экономические учения Адама Смита и Давида Рикардо
Классическая школа политической экономии возникла в период зарождения и утверждения капиталистического способа производства. По мере дальнейшего развития развитых странах мира основ рыночных экономических отношений становились всё более очевидным то обстоятельство ...

Обоснование экономической эффективности переработки ртутных ламп
Цели и задачи выполнения курсовой работы: - внедрение новых технологий и прогрессивных технологических процессов, механизации и автоматизации производственных процессов (в технологических проектах); Составной частью конструкторских и технологических проектов ...

Организация и планирование производства
Курсовой проект по организации производства является составной частью экономической подготовки студентов машиностроительных специальностей и имеет цель: помочь студентам закрепить полученные знания по изучаемому курсу и, в частности, в области расчета технико-экон ...

Copyright © 2013 - все права принадлежат - www.regulareconomic.ru