Миграционная политика зарубежных стран

миграция демографический репатриация рабочий

Как указывалось, международное право не дает единого понятия миграции. В национальных же законодательствах многих государств мигрант имеет юридический статус: «иностранный гражданин», «лицо без гражданства», «беженец» и «лицо, ищущее убежище». Каждый статус связан с определенными правами и обязанностями. Диапазон правосубъектности неграждан варьируется от признания их полностью правосубъектными (за исключением политической сферы) с оказанием помощи в переселении и адаптации до преследования незаконно прибывших и выдворения их за пределы государства.

Международные стандарты правового статуса мигранта в контексте защиты прав человека стали формироваться после Второй мировой войны, в связи с которой миллионы людей стали вынужденными мигрантами. К числу основных источников международных стандартов в области миграции следует отнести прежде всего так называемые всеобщие, или универсальные, миграционные стандарты. В первую очередь это Всеобщая декларация прав человека, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., закрепившая основополагающие положения и права человека в области миграционных процессов, а именно - «право каждого человека на свободное передвижение и выбор своего места жительства в пределах каждого государства; право каждого человека покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою» (ст. 13), а также «право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем» (ст. 14) [1, с. 460-464].

Гражданские и политические права, изложенные во Всеобщей декларации, были уточнены и конкретизированы в Международном пакте о гражданских и политических правах, принятом в 1966 г. и вступившем в силу в 1976 г. [2, с. 21].

Другим универсальным международным актом является Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, принятая 13 декабря 1985 г. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН №40/144. В данном акте устанавливается, с учетом предусмотренных национальным законодательством ограничений и совместимости с правами, содержащимися в других международных документах, право иностранца покидать страну; право на свободу перемещения и свободу выбора места жительства в границах государства при условии законного нахождения на данной территории, право супруги иностранца и несовершеннолетних детей сопровождать иностранца, приехать к нему и остаться с ним [32, с. 213].

В западной юридической литературе выделяют две категории лиц: «refugees», т.е. любые лица, которые покидают свою страну, считая проживание там для себя невозможным, и «migrantworkers», т.е. те лица, которые иммигрируют в поисках работы или уже заключив контракт с работодателем. Последняя категория обладает особым статусом, закрепленным в Конвенции о защите всех прав трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г.

Главная отличительная черта рабочих-мигрантов состоит в том, что они покидают страну вследствие неудовлетворенности экономическим положением в своей стране. Их жизни и свободе на территории родного государства ничто не угрожает. Их цель - получение работы и заработка, которые они не могут найти дома. При этом следует учитывать, что трудящийся-мигрант или члены его семьи могут проживать на территории того государства, гражданами которого они являются, но ездить на работу в другое государство. Таким образом, они не всегда претендуют на получение гражданства того государства, на территории которого они работают.

Впервые миграция в целях трудоустройства стала объектом международного правового регулирования более 80 лет назад. С тех пор под эгидой ООН был принят целый ряд нормативных актов, направленных на защиту прав, законных интересов и достоинства тех, кто осуществляет профессиональную деятельность за пределами страны происхождения.

Защита права на труд является важной областью деятельности не только ООН, но и ее специализированных учреждений. Одно из них - Международная организация труда (МОТ) и ее главный орган - ежегодно созываемая Международная конференция труда. Они устанавливают международные стандарты в этой области путем разработки и принятия соответствующих конвенций и рекомендаций. Из всех правовых норм, разработанных государствами в рамках международных организаций для регулирования положения трудящихся-мигрантов, конвенции и рекомендации МОТ являются наиболее полными и всеобъемлющими. Всего на сегодняшний день МОТ были приняты 181 конвенция и 188 рекомендаций [53, с. 151-152].

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие материалы ...

Определение рыночной стоимости квартиры
Основные факты и выводы Данный Отчет об оценке должен рассматриваться как цельный документ. Приложения являются неотъемлемой частью данного Отчета. Структура Отчета соответствует логике проведения процедуры оценки. В первом разделе определено задание на о ...

Экономическая эффективность комплексной механизации на период весенних полевых работ в условиях СПОК Восход
Сельское хозяйство - наиболее сложная и трудоемкая отрасль, как в агропромышленном комплексе, так и во всем народном хозяйстве. Обусловлено это, прежде всего воздействием на производство почвенно-климатических условий. Несмотря на то, что после перестройки в нашей ...

Определение типа региона (Ямало-Ненецкий АО)
Автономный округ является одним из крупнейших по территории субъектов Российской Федерации. Площадь территории автономного округа - 769,3 тыс. кв. км., что составляет 4,5% территории страны и 52,5% территории Тюменской области. Территория автономного округа расп ...

Copyright © 2013 - все права принадлежат - www.regulareconomic.ru