Миграционная политика зарубежных стран

миграция демографический репатриация рабочий

Как указывалось, международное право не дает единого понятия миграции. В национальных же законодательствах многих государств мигрант имеет юридический статус: «иностранный гражданин», «лицо без гражданства», «беженец» и «лицо, ищущее убежище». Каждый статус связан с определенными правами и обязанностями. Диапазон правосубъектности неграждан варьируется от признания их полностью правосубъектными (за исключением политической сферы) с оказанием помощи в переселении и адаптации до преследования незаконно прибывших и выдворения их за пределы государства.

Международные стандарты правового статуса мигранта в контексте защиты прав человека стали формироваться после Второй мировой войны, в связи с которой миллионы людей стали вынужденными мигрантами. К числу основных источников международных стандартов в области миграции следует отнести прежде всего так называемые всеобщие, или универсальные, миграционные стандарты. В первую очередь это Всеобщая декларация прав человека, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., закрепившая основополагающие положения и права человека в области миграционных процессов, а именно - «право каждого человека на свободное передвижение и выбор своего места жительства в пределах каждого государства; право каждого человека покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою» (ст. 13), а также «право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем» (ст. 14) [1, с. 460-464].

Гражданские и политические права, изложенные во Всеобщей декларации, были уточнены и конкретизированы в Международном пакте о гражданских и политических правах, принятом в 1966 г. и вступившем в силу в 1976 г. [2, с. 21].

Другим универсальным международным актом является Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, принятая 13 декабря 1985 г. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН №40/144. В данном акте устанавливается, с учетом предусмотренных национальным законодательством ограничений и совместимости с правами, содержащимися в других международных документах, право иностранца покидать страну; право на свободу перемещения и свободу выбора места жительства в границах государства при условии законного нахождения на данной территории, право супруги иностранца и несовершеннолетних детей сопровождать иностранца, приехать к нему и остаться с ним [32, с. 213].

В западной юридической литературе выделяют две категории лиц: «refugees», т.е. любые лица, которые покидают свою страну, считая проживание там для себя невозможным, и «migrantworkers», т.е. те лица, которые иммигрируют в поисках работы или уже заключив контракт с работодателем. Последняя категория обладает особым статусом, закрепленным в Конвенции о защите всех прав трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г.

Главная отличительная черта рабочих-мигрантов состоит в том, что они покидают страну вследствие неудовлетворенности экономическим положением в своей стране. Их жизни и свободе на территории родного государства ничто не угрожает. Их цель - получение работы и заработка, которые они не могут найти дома. При этом следует учитывать, что трудящийся-мигрант или члены его семьи могут проживать на территории того государства, гражданами которого они являются, но ездить на работу в другое государство. Таким образом, они не всегда претендуют на получение гражданства того государства, на территории которого они работают.

Впервые миграция в целях трудоустройства стала объектом международного правового регулирования более 80 лет назад. С тех пор под эгидой ООН был принят целый ряд нормативных актов, направленных на защиту прав, законных интересов и достоинства тех, кто осуществляет профессиональную деятельность за пределами страны происхождения.

Защита права на труд является важной областью деятельности не только ООН, но и ее специализированных учреждений. Одно из них - Международная организация труда (МОТ) и ее главный орган - ежегодно созываемая Международная конференция труда. Они устанавливают международные стандарты в этой области путем разработки и принятия соответствующих конвенций и рекомендаций. Из всех правовых норм, разработанных государствами в рамках международных организаций для регулирования положения трудящихся-мигрантов, конвенции и рекомендации МОТ являются наиболее полными и всеобъемлющими. Всего на сегодняшний день МОТ были приняты 181 конвенция и 188 рекомендаций [53, с. 151-152].

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие материалы ...

Экономические показатели деятельности кафе На бульваре
Практика - это деятельность, которая осуществляется для достижения. В нашем современном и динамичном мире развитие массового питания играет огромную роль. Питание - одно из важнейших условий существования человека. Количество, качество, ассортимент потребляемых ...

Неокейнсианство. Программы антициклического регулирования экономики
По мнению Александра Пятигорского, «знать современность или то, что мы называем «настоящее», ─ невозможно, но его можно понимать. Однако для понимания современности необходимо знать историю». «История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, ...

Экономические агенты как участники экономических процессов
экономический агент некоммерческий Тема актуальна тем, что экономическая (хозяйственная) деятельность есть не что иное, как постоянная работа по оценке, сравнению, отбору альтернативных вариантов использования экономических ресурсов. В хозяйственной деятельности уча ...

Copyright © 2013 - все права принадлежат - www.regulareconomic.ru