Понятие денег и их роль в товарном производстве
Эволюция развития форм стоимости показала, что деньги специфический товар, последовательно и закономерно выделившийся из всей совокупности товаров на роль всеобщего эквивалента. Как товар деньги обладают всеобщей покупательной способностью и всеобщей потребительной стоимостью. Многовековая практика использования денег показала, что при определенных исторических условиях они становятся средством эксплуатации наемного труда, средством прогресса или регресса как субъекта, так и нации в целом.
Специфичность денег приводит к тому, что с их появлением весь товарный мир делится на товары и деньги.
В процессе развития товарного производства и обращения деньги приняли на себя не только функцию посредника, но и рад других функций, ставших проявлением их сущности. Деньги как мера стоимости. В данной функции деньги выступают как мера затрат труда на производство товара. Являясь всеобщим эквивалентом, деньги учитывают затраты индивидуального и общественно необходимого труда и обеспечивают их сравнение. Эту функцию деньги выполняют как идеальные деньги. Поскольку стоимость и потребительная стоимость товара проявляют себя в цене, цена товара показывает, какое количество труда должен затратить каждый субъект, чтобы получить количество денег, отраженное ценой, с тем чтобы обменять их на этот товар.
Деньги как средство обращения. Появление всеобщего эквивалента в денежной форме превращает натуральный обмен потребительных стоимостей в процесс товарно-денежного обращения Т - Д - Т’, в котором деньги выполняют роль посредника, при этом не как идеальные деньги, а как реально проплаченные, непосредственно участвующие в обмене. Поэтому возникает проблема количества денег, необходимых для обращения:
где КД - количество денег, необходимых для обращения;
СЦТ - сумма цен реализуемых товаров;
К - сумма цен товаров, проданных в кредит;
П - платежи-погашения, срок которым наступил;
ВП - взаимопогашающиеся платежи клиринговый оборот;
С - среднее число оборотов одноименной денежной единицы.
Поскольку товары реализуются по конкретным ценам, то количество денег, необходимых для обращения, прежде всего определялось суммой цен товаров, представленных к реализации. Оно зависело от скорости обращения денежной единицы государства: чем быстрее оборачивается денежная единица, тем больше сделок она обслуживает, тем меньшее количество денег необходимо для обращения. Если количество денег в обращении будет больше, чем требуется для обслуживания сделок, то они потеряют свою покупательную способность и цены возрастут.
С развитием товарного производства и обращения объемы продаж возрастали, поэтому для выполнения функции средства обращения стали использовать субституты (заменители) реальных, полноценных металлических денег бумажные деньги. Возникновение кредитных отношений и вексельного оборота, а также ускорение оборачиваемости денежных единиц позволяет уменьшить количество денег, необходимых для обращения.
Деньги как средство платежа. В этом качестве деньги выступают с возникновением кредитных отношений, когда продажа товара осуществляется с отсрочкой оплаты. Продавец в этом случае становится кредитором, а покупатель должником.
Другие материалы ...
Общие требования к организациям общественного питания
Общественное
питание играет все возрастающую роль в жизни современного общества. Это
обеспечивается, прежде всего, изменением технологий переработки продуктов
питания, развитием коммуникаций, средств доставки продукции и сырья,
интенсификацией многих производствен ...
Организация материально-технического обеспечения предприятия
Для того чтобы обеспечить предприятие (объединение) необходимыми ему
материалами в соответствии с выявленной потребностью, организуется
материально-техническое снабжение предприятия. Его задача заключается в
определении потребности предприятия в материалах и технич ...
Определение путей повышения конкурентоспособности ОАО Хабаровская производственно-ремонтная компания
Значение стратегического поведения, позволяющего фирме выживать в
конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние
десятилетия. Все компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся
ситуации должны не только концентрировать вниман ...