Этапы реформирования предпринимательства в России

История российского предпринимательства самым тесным образом связана с историей государства и насчитывает более тысячи лет. Однако, систематическое научное осмысление места и роли предпринимателя в России началось сравнительно недавно, только на рубеже XIX-XX вв. При этом необходимо иметь в виду, что в годы советской власти история предпринимательства как научная и учебная дисциплина практически не изучалась, а немногочисленные исследования, посвященные отдельным аспектам деловой активности, рассматривали предпринимателя в основном как явление чуждое социализму. И лишь со второй половины 80-х гг. XX в. история российского предпринимательства становится предметом научных изысканий и учебной дисциплиной, которая преподается в ряде экономических вузов страны.

Тем не менее, и сегодня многие важные теоретические вопросы становления и развития российского предпринимательства, прежде всего его периодизация, остаются практически не изученными. И все же нельзя сказать, что затронутая проблема в той или иной форме не отражается в работах, посвященных предпринимательству или экономической истории России. Можно сказать, что в каждой подобной работе вопросы периодизации присутствуют, но это делается, как правило, только на уровне перечисления тем без какого-либо серьезного обоснования. Такой подход, в свою очередь, приводит к тому, что в различных исследованиях, претендующих на исчерпывающее рассмотрение проблемы предпринимательства, она представлена в разных хронологических рамках: одни исторические периоды существенно расширяются пли произвольно укрупняются, а другие просто исчезают из поля зрения авторов.

В целом можно выделить следующие этапы развития российского предпринимательства, начиная со времен Киевской Руси и заканчивая в современным временем.

Первый этап в становлении предпринимательства охватывает Древнюю Русь и распадается на два относительно самостоятельных периода. Это период Киевской Руси, т.е. период, когда у восточных славян появляется собственное государство (IX-XII вв.), и период феодальной раздробленности на Руси, хронологически продолжавшийся с XII в. до конца XIV в. В контексте развития предпринимательства на данном этапе можно говорить о том, что оно существовало преимущественно как торговое предпринимательство, а само государство, по существу, выступало в качестве транзитного государства, контролировавшего важные международные торговые маршруты, получившие в истории названия «Великий путь из варяг в греки и «Великий Волжский путь». Если в первом периоде именно транзитная торговля являлась основным двигателем предпринимательства, то в период феодальной раздробленности можно говорить о начале формирования внутренней межобластной торговли, причем это характерно как для домонгольского, так монгольского периода феодальной раздробленности на Руси.

Второй этап можно условно назвать - Московская Русь (вторая половина XIV-XVII в.), поскольку на этом этапе шел процесс укрепления прежде всего Московского царства и формировался новый тип государственного устройства, что самым непосредственным образом отразилось на предпринимательской активности.

С точки зрения истории предпринимательства Московской Руси выделяются три периода. Это период становления Московского царства (вторая половина XIV - конец XV в.); период укрепления (XVI в.) и период его расцвета и последовавшего затем упадка (первая половина - конец XVII в.). Каждый из них имеет свои особенности. Если в отношении первого периода можно говорить лишь об осторожном восстановлении деловой активности в рамках существовавших торговых маршрутов, то в условиях укрепления Московского царства значительно расширяются сложившиеся торговые пути, в первую очередь за счет освоения новых территорий на Урале и в Сибири. Именно в этот период формируются новые виды торговли, такие как ярмарочная торговля, появляются привилегированные купеческие корпорации, прокладываются новые торговые маршруты (например, Северный морской путь), развивается государственное и монастырское предпринимательство и т.д. Наконец, в последний период существования Московского царства закладываются юридические основы деловых отношений, что завершает формирование привилегированных торговых корпораций, а также закрепляет активное участие государства и в торговом (через объявления заповедных товаров) и в промышленном (строительство казенных мануфактур) предпринимательстве.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другие материалы ...

Особенности инвестиционной политики в Республике Беларусь
Актуальность исследования. Сегодня, как никогда прежде, инвестиционный процесс является одним из основных факторов функционирования экономической системы, определяющих возможности технологического развития и эффективность материального производства. Республика ...

Обоснование экономической эффективности применения нового оборудования на нефтеперерабатывающем предприятии
В настоящее время нефтяной сектор топливно-энергетического комплекса России является одним из наиболее устойчиво работающих производственных комплексов российской экономики. Нефтяной комплекс сегодня обеспечивает значительный вклад в формирование положительного ...

Национальная экономика основные результаты и их измерение
Экономика Республики Беларусь позиционирует себя как социально ориентированная рыночная экономика, которой присущи принципы конституционных гарантий личных прав и свобод граждан, свобода предпринимательства и добросовестной конкуренции, свобода выбора профессии и м ...

Copyright © 2013 - все права принадлежат - www.regulareconomic.ru