Анализ экономический ситуации в России

Сформированное в мае 2012 г. новое правительство России столкнулось с крайне сложной задачей в сфере бюджетной политики. Ему предстояло, с одной стороны, обеспечить выполнение обещаний, взятых в период предвыборной компании и оформленных в мае 2012 г. серией указов Президента России. С другой стороны - не допустить разбалансировки бюджетной (и в целом макроэкономической) политики, не отказываясь в то же время ни от инициативы по повышению расходов на оборону, ни от высокозатратных проектов (универсиада 2013 г. в Казани, Олимпийские игры 2014 г. в Сочи, чемпионат мира 2018 г. по футболу). Ключевым сдерживающим фактором, призванным предотвратить взрывной рост расходов и гарантировать сохранение бюджетной стабильности, стало решение о введении с 2013 г. новых правил формирования бюджета. Данные правила, в соответствии с «Основными направлениями бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов», призваны «минимизировать зависимость бюджетной системы от волатильности цен на мировом рынке энергоресурсов, повысить точность долгосрочного финансового прогнозирования доходов и расходов бюджетной системы и сформировать в необходимых объемах суверенные фонды Российской Федерации».

Ключевые положения соответствующих бюджетных правил заключаются в следующем: планирование расходов федерального бюджета будет осуществляться исходя из т.н. базовой цены на нефть, представляющей собой среднее значение цены на нефть за ряд предшествующих лет (5 лет для 2013 года, 6 и 7 лет для 2014 г. и 2015 г. соответственно, с последующим увеличением периода определения базовой цены на нефть на один год до достижения срока 10 лет); при превышении фактическими ценами на нефть уровня базовой цены, избыток нефтегазовых доходов будет направляться в Резервный фонд до достижения его нормативной величины, равной 7% ВВП; в случае, если цена на нефть окажется ниже базовой цены, на покрытие возникающего вследствие уменьшения доходов дефицита бюджета будут использоваться средства Резервного фонда; после достижения нормативной величины Резервного фонда, дополнительные нефтегазовые доходы будут направляться в Фонд национального благосостояния. При этом, часть средств может быть направлена на финансирование инфраструктурных и других приоритетных проектов, «не влекущих длящихся обязательств Российской Федерации». Федеральный бюджет на 2013-2015 гг., утвержденный Государственной Думой в конце ноября 2012 г., был разработан уже с учетом новых правил. Расходы федерального бюджета на 2013 г. запланированы в размере 13 трлн. 387,3 млрд. руб., а доходы - 12 трлн. 865,9 млрд. руб., что соответствует величине дефицита федерального бюджета на уровне 0,8% ВВП. В 2014 г. дефицит должен сократиться до 0,2% ВВП, а в 2015 г. - до 0,01% ВВП, что соответствует бездефицитному бюджету. Общий объем дополнительных расходов федерального и региональных бюджетов на эти цели, по оценкам Министерства финансов, будет существенно выше и составит 0,9% ВВП в 2013 г., 1,2% ВВП в 2014 г. и 1,4% ВВП в 2015 г. При этом, можно говорить о целой серии факторов риска, ставящих под вопрос перспективы стабильности бюджетной системы. Во-первых, новые бюджетные правила существенно сократили возможность использования нефтегазовых доходов для финансирования расходов федерального бюджета. В соответствии с формулой базовой цены на нефть, бюджет 2013 г. рассчитан исходя из цены 91 долл. за баррель, на 2014 г. - 92 долл. за баррель и на 2015 г. - 93 долл. за баррель, в то время как прогноз Министерства экономического развития (который лежал в основе планирования бюджетных показателей до введения бюджетных правил) предполагал, что цена нефти составит 97, 101 и 104 долл. за баррель соответственно. В этих условиях Минфину пришлось переносить фактическое исполнение части расходных обязательств на период после 2015 г., используя кредитные схемы финансирования. Таким образом, ценой решения краткосрочных задач политики расходов станет нарастание фактических расходных обязательств в среднесрочном периоде. Во-вторых, вызывает существенные опасения способность региональных органов власти справляться с возросшими обязательствами по социальным расходам.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие материалы ...

Особенности развития и роль российского газового комплекса на мировом рынке природного газа
В абсолютном выражении мировое энергопотребление с 1965 по 2011 г. выросло более чем в три раза - с 3,8 млрд. до 12,3 млрд. т в нефтяном эквиваленте. При этом следует отметить, что с 1970 по 2000 гг. наблюдалось неуклонное снижение темпов прироста энергопотребления ...

Особенности современной миграционной ситуации в Российской Федерации
Миграция - важнейший элемент образа жизни, форма человеческой деятельности, реализующая ценности, цели людей, групп, личностей, воплощение которых связано с постоянным или временным, добровольным или вынужденным переселением в иные регионы, поселения, страны, на но ...

Организационно-экономические механизмы финансового оздоровления неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий Гомельской области
Современное сельскохозяйственное предприятие - это сложный хозяйственный механизм, со множеством внешних и внутренних связей, использующий разные ресурсы, в том числе такое уникальное средство производства, как земля. Уровнем организации взаимодействия всех состав ...

Copyright © 2013 - все права принадлежат - www.regulareconomic.ru