Структура национальной экономики

Домашние хозяйства.

На момент переписи населения в Республике Беларусь насчитывалось 3 873 тыс. домохозяйств, в которых проживало 9 399 тыс. человек, или 98,9% населения страны.

В городах и поселках городского типа проживало 2832 тыс. домохозяйств, или 73% от их общего числа, в сельских населенных пунктах - 1041 тыс. домохозяйств, или 27% домохозяйств.

Средний размер домохозяйства составил 2,4 человека, в городских поселениях - 2,5 человека, в сельской местности - 2,3 человека. Для сравнения по данным переписи населения Республики Беларусь 1999 года средний размер домохозяйства составлял 2,6 человека, в городских поселениях - 2,7 человека, в сельской местности - 2,4 человека [6].

В 2000-2011 годах конечное потребление домашних хозяйств в Беларуси увеличилось с 5011,9 млрд рублей до 140230 млрд рублей, что составляет более 75% от потребления валового располагаемого дохода, на его долю приходится 51% ВВП [11, с. 317].

Частный и государственный сектор экономики.

Согласно оценке Европейского банка реконструкции и развития, в 2011 г. доля продукции, произведенной принадлежащими государству или предприятиями, контролируемыми государством, составила 70% ВВП Беларуси. Доля частого сектора в создании ВВП была незначительна, и рост его объема проходил незначительными темпами, что можно наблюдать на рисунке 1 приложения.

В 2008 году была издана официальная программа приватизации 155 госпредприятий, которые должны были быть проданы в 2008-2010 годах. Фактически, только семь из этого списка и два дополнительных предприятия были проданы приблизительно за $ 1,5 млрд. В 2011 году была объявлена новая программа приватизации касательно 244 госпредприятий на 2011-2013 годах. В соответствии с этой программой правительство запланировало продать 180 малых и средних предприятий в 2011 году. Только 39 предприятий из нового списка были проданы за общую сумму приблизительно $ 43 млн 30 марта 2012 года президент Александр Лукашенко решил, что детализированные списки по приватизации излишни, и что любое госпредприятие может быть приватизировано, при условии, что инвестор предлагает высокую цену за активы, что означает, что инвестор готов выполнить экономические и социальные. Согласно закону о приватизации, любое соглашение о приватизации свыше суммы $ 50000 должно быть принято президентом [12].

Отраслевая структура.Основными отраслями экономики Республики Беларусь являются: топливно-энергетический комплекс; агропромышленный комплекс; лесной комплекс; промышленный комплекс; транспорт и коммуникации; связь и телекоммуникации.

Остановимся поподробнее на описании первых четырех составляющих отраслевой структуры экономики страны.

Топливно-энергетический комплекс. Топливно-энергетический комплекс республики обеспечивает добычу, транспортировку, хранение, производство и распределение всех видов энергоносителей: газа, нефти и продуктов ее переработки, твердых видов топлива, электрической и тепловой энергии.

Беларусь имеет собственные небольшие запасы нефти. Всего учтено 58 месторождений нефти, из них около 30 эксплуатируются, а остальные относятся к категории разведываемых или законсервированных. В соответствии с количественной оценкой нефтеносности начальные извлекаемые ресурсы нефти оцениваются в 338,3 млн т. Потребности народного хозяйства в нефти возрастают, и нынешние объемы добычи смогут их покрыть лишь на 10-15% [13, с. 234].

Общие прогнозные ресурсы торфа оцениваются в 3,0 млрд т, но для промышленной добычи пригодно лишь 240 млн т. Остальные запасы находятся в пределах природоохранных зон или входят в состав земельного фонда. Годовая добыча топливного торфа составляет около 4−5 млн т, и примерно столько же добывается торфа для нужд сельского хозяйства, что обеспечивает потребности на 20−25 лет [13, с. 234].

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другие материалы ...

Экономическая эффективность в дорожной отрасли
Экономика дорожного движения является неотъемлемой частью экономики дорожного хозяйства. Дорожное хозяйство представляет собой один из важнейших элементов Единой транспортной системы России. Без дорожной сети не могут быть реализованы статьи Конституции Российской ...

Нормирование труда как основа для проектирования трудовых процессов организации
рентабельность себестоимость продукция трудовой Целесообразность и эффективность любого общественного труда и общественного производства обеспечивается в первую очередь его рациональной организацией. Рациональная организация труда, прежде всего, требует четко опре ...

Организация и планирование лесного хозяйства
В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации устойчивое развитие лесного хозяйства должно базироваться на принципах неистощительного рационального и многоцелевого пользования. Для этого необходим комплексный подход при решении экономических проблем, возни ...

Copyright © 2013 - все права принадлежат - www.regulareconomic.ru