Особенности империализма в ведущих капиталистических странах (последняя треть XIX-начало ХХ в.)

Финансы. К 1861 г. состояние российских финансов было плачевным. Основным источником пополнения казны была эмиссия бумажных денег. Следствием этого явилось возрастание бюджетного дефицита. Для развития системы коммерческого кредита в банковской форме необходимы были определенные условия: развитие торговых отношений, накопление капиталов, установление коммерческих связей во внешней торговле и между отдельными районами внутри страны. В 1860 г. был основан Государственный банк как главное эмиссионное и кредитное учреждение, отвечавшее за финансовую политику страны. Самостоятельностью Государственный банк не обладал. Он подчинялся непосредственно Министерству финансов. Общее же управление осуществлял совет банка и управляющий, который назначался Сенатом. С 1860 по 1896 г. Государственный банк финансировал казну, т.е. выступал в роли кредитора государства. Лишь в 1896 г. его затраты сравнялись с суммами казны, положенными в Государственный банк. Полная ликвидация долга государства банку произошла только в 1901 г. Вторая половина 60-х годов характеризуется образованием первых частных банков. За сравнительно короткое время сложилась разветвленная банковская система. К началу XX в. страна была покрыта сетью промышленных, торговых, ипотечных банков, выдававших кредиты и ссуды под залог земельной собственности, многочисленных обществ взаимного кредита и кредитных кооперативов, сочетавших в своей деятельности черты сберегательной кассы и кассы взаимопомощи, городских банков, привлекавших депозиты и осуществлявших подтоварное кредитование. Сферы деятельности банков существенно различались. Крупные петербургские банки, такие, как Русско-Азиатский, Петербургский международный коммерческий, Азовско-Донской коммерческий, Русский для внешней торговли, Русский торгово-промышленный, можно охарактеризовать как "деловые". Так, Русско-Азиатский банк практически содержал Путиловский завод, Руссобалт, финансировал военную, нефтяную, табачную промышленность; Петербургский международный коммерческий поддерживал транспортное машиностроение, судостроение, цветную промышленность; Азово-Донской - металлургические, угольные, сахарные и текстильные предприятия; Русский для внешней торговли банк и Русский торгово-промышленный банк кредитовали масштабные торговые операции. Для этих банков была характерна совместная деятельность с иностранным капиталом. Вторая финансовая группа - это петербургские банки, а именно Сибирский торговый, Учетный и ссудный, Частный коммерческий банки, московский Соединенный банк и Коммерческий банк в Варшаве, специализировавшиеся на региональных банковских операциях. Наконец, третья финансовая группа была представлена Волжско-Камским и Московским купеческим банками. Эти учреждения приближались по характеру деятельности к классическим депозитным банкам XIX в. Высокая доля операций с вкладами, преобладание вексельных и подтоварных кредитов, отсутствие связи с иностранным капиталом и кредитование главным образом текстильной промышленности, связь с купечеством давали основание назвать их традиционными.

Экономическая политика. Политика правительства в экономической сфере формировалась и реализовывалась на основе экономических программ, разрабатываемых Министерством финансов. В руках этого ведомства до образования в 1905 г. Министерства торговли и промышленности сосредоточивалось управление не только денежным обращением, кредитами, но и промышленностью, торговлей, железнодорожным строительством. Министерство финансов разрабатывало долгосрочные программы экономического развития страны и отвечало за их выполнение. После отмены крепостного права министром финансов был назначен М.Х. Рейтерн. Им была подготовлена долгосрочная программа экономического развития России. Она основывалась на принципе смешанной экономики и предусматривала сочетание государственных и частных интересов под патронажем Министерства финансов и Государственного банка. Важное значение министр финансов придавал преодолению денежного кризиса и восстановлению ценности рубля. С этой целью Министерство финансов ограничило внешнее заимствование, лимитировало вывоз капиталов за границу, уменьшило правительственные расходы, проводило операции по закупке золота и серебра. Особое внимание уделялось широкому привлечению иностранного капитала, поскольку дефицит свободных денежных средств сдерживал промышленное развитие. На это была направлена таможенная политика, обеспечивавшая защиту развивавшейся отечественной промышленности и способствовавшая притоку иностранного капитала. Правила о концессиях, разработанные министерством, позволили привлечь иностранный капитал к реализации российских проектов. Как и раньше, покрытие осуществлялось за счет внешних и внутренних займов. В 1892 г. пост министра финансов занял С.Ю. Витте. Он продолжил претворение в жизнь программ хозяйственного развития своих предшественников. Его экономическая программа была направлена на достижение Россией полной экономической независимости. Активная роль в этом процессе отводилась государству. По мнению Витте, поощрение отечественной промышленности и сельского хозяйства являлось важнейшей задачей государственных финансов и всей кредитной системы страны. В индустриализации промышленности Витте видел основу экономической и политической стабильности. Для достижения поставленных целей программа предусматривала увеличение инвестиций в промышленность, расширение промышленного кредита, стимулирование частного предпринимательства, улучшение торгового и платежного балансов, развитие сети общего и профессионального образования и т.д. Учитывая, что внутренних источников финансирования индустриализации было недостаточно, программа предусматривала широкое привлечение иностранного капитала и обеспечение гарантий иностранным инвесторам. Узловым пунктом экономической программы стало проведение денежной реформы. Россия перешла к системе золотого стандарта, существование которой продолжалось до первой мировой войны. Экономическая политика этого периода включала: традиционное покровительство промышленности; меры по развитию сельского хозяйства для расширения внутреннего рынка; ограничение государственного сектора экономики и поощрение частного предпринимательства; достижение бездефицитного бюджета и обеспечение стабильности финансовой системы; привлечение иностранных капиталов с целью обеспечения устойчивости денежной системы; развитие внешнеторговой деятельности для покрытия внешней задолженности. Придерживаясь жесткой эмиссионной политики, правительство обеспечивало устойчивый курс русских ценных бумаг, что вызывало доверие иностранных инвесторов. Такая политика способствовала мощному притоку иностранного капитала в российскую экономику как в форме займов для поддержания золотого обращения, так и в акционерной форме.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другие материалы ...

Определение себестоимости летного часа
В современном обществе очень многие потребности человечества не могут быть удовлетворены без помощи транспорта, который используется либо для перевозки грузов к местам их использования, либо к местам потребления товаров или услуг, решая при этом экономическую задачу по ...

Особенности регулирования внешнеэкономической деятельности
внешнеэкономический торговля таможенный пошлина В современных условиях внешнеэкономическая деятельность является важной составляющей, формирующей структуру, динамику, устойчивость национальной экономики. Сегодня ни одно государство в мире не может успешно развиватьс ...

Особенности операций с нежилыми помещениями в Республике Беларусь
Сделки с недвижимостью в настоящее время являются одной из наиболее востребованных, но в то же время одной из наиболее сложных областей права. Без должного опыта и соответствующих знаний в данной области достаточно сложно самостоятельно ориентироваться Сделки ...

Copyright © 2013 - все права принадлежат - www.regulareconomic.ru