Ресурсы и факторы производства. Блага

Для осуществления процесса производства необходимы ресурсы, то есть все то, что может быть использовано для производства. Все ресурсы подразделяются на следующие большие группы:

1. Природные ресурсы - естественные, имеющиеся в природе компоненты (земля, вода, воздух, леса, ископаемые и т.д.).

2. Материальные ресурсы - все созданные человеком средства производства, которые сами являются результатом производства и имеют материально-вещественную форму.

3. Трудовые ресурсы - экономически активное, трудоспособное население.

4. Финансовые ресурсы - все денежные средства, которые выделяются обществом на организацию и ведение производства.

5. Информационные ресурсы - данные, которые используются для функционирования производства и управления им на основе компьютерных технологий.

По мере развития производства люди выяснили, что ресурсы обладают особенностью быть ограниченными. Различают абсолютную ограниченность ресурсов, когда существует абсолютный недостаток или дефицит определенных ресурсов для удовлетворения всех имеющихся потребностей, и относительную ограниченность ресурсов, при которой определенное сужение потребностей делает ресурсы достаточными.

Наряду с понятием «ресурсы» в экономической теории используется понятие «факторы производства». Факторы производства - это уже реально вовлеченные в процесс производства ресурсы. Причем, ресурсы могут быть разрозненными, а факторы производства всегда существуют во взаимодействии.

Экономической теорией выделяются три основных фактора производства: земля, капитал и труд. Земля рассматривается как используемые в производстве естественные, природные ресурсы. Капитал как фактор производства выступает в виде совокупности средств, используемых для производства. Это необходимые в производстве финансовые и материальные ресурсы (деньги, оборудование, производственные помещения, транспорт, средства связи т.д.). Труд как фактор производства представляет собой процесс расходования рабочей силы человека.

В современных условиях в качестве факторов производства также выделяют предпринимательство и информацию. Предпринимательство представляет собой инициативную новаторскую деятельность, заключающуюся в способности наиболее эффективно использовать все факторы производства. Что же касается информации, то она представляет собой комплекс сведений, необходимых для осуществления процесса производства и управления им.

Соотношение между факторами производства определяется технологией - способом обработки предметов труда с использованием различных средств труда. То, что создается в процессе взаимодействия факторов производства, является результатом производства, служит удовлетворению потребностей и в экономической теории называется благом. Благо - это продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям и устремлениям людей. Блага делят на две большие группы в зависимости от их происхождения (рис. 2.2).

Экономические блага подразделяются на потребительские (продукты питания, одежда, обувь и т.д.) и производственные (станки, инструмент и т. д.). В свою очередь, потребительские блага делятся на материальные, имеющие конкретную вещественную форму, и нематериальные (услуги), ощущаемые через оказываемое ими полезное действие.

 

Экономические

Неэкономические

Это те блага, получение которых сопряжено с редкостью (ограниченностью) ресурсов. Являются объектом или результатом экономической деятельности

Даровые блага, предоставляемые природой без приложения человеческих усилий

Перейти на страницу: 1 2

Другие материалы ...

Организация и планирование электроснабжения промышленных предприятий
Электроэнергетическое обслуживание - это организация и планирование системы электроснабжения промышленного предприятия, обеспечивающей бесперебойное функционирование его основного производства при минимальных капитальных и текущих затратах в целом по системе. В ...

Обоснование стратегии развития организации в сфере городского хозяйства в современный период
Я, Бухарова Марина Александровна, студентка 5 курса заочного отделения факультета экономики и управления на предприятии городского хозяйства ЧОУ ВПО Южно-Уральский институт управления и экономики, проходила преддипломную практику в Муниципальном образовании Таловс ...

Определение путей повышения конкурентоспособности ОАО Хабаровская производственно-ремонтная компания
Значение стратегического поведения, позволяющего фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Все компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать вниман ...

Copyright © 2013 - все права принадлежат - www.regulareconomic.ru